Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Лондоне состоялся III Международный форум «Русский язык вне России»
05.04.2011
27 марта в Лондоне состоялся III Международный форум руководителей и педагогов русских зарубежных школ «Русский язык вне России», на котором присутствовало более ста руководителей и педагогов русскоязычных образовательных центров из 32 стран Европы и Америки. Форум был организован Ассоциацией русских культурно-образовательных объединений EUROLOG-UK при поддержке фонда «Русский мир» и Россотрудничества.
Форум открыл посол России в Великобритании А.В. Яковенко, отметивший в своём выступлении атмосферу созидания и творческого начала, царящую в зале. Он призвал педагогов дальнего зарубежья к сотрудничеству с коллегами из России и стран СНГ.
Приветствие исполнительного директора правления фонда «Русский мир» В.А. Никонова, обращённое к участникам Форума, зачитала руководитель управления образовательных проектов И.А. Степанова, которая также представила участникам Форума информацию об основных направлениях деятельности Фонда и реализуемых образовательных проектах.
Заместитель руководителя Россотрудничества А.Г. Чесноков рассказал о проектах, которые будут реализованы в 2011 году в рамках федеральной целевой программы «Русский язык», а также о разработке концепции русских школ за рубежом, программе краткосрочных стажировок в России молодых специалистов из стран СНГ и дальнего зарубежья.
В рамках работы Форума были проведены секции, мастер-классы, на которых обсуждались актуальные темы, связанные с вопросами организации и методики обучения детей соотечественников русскому языку и литературе в иноязычной среде. Были рассмотрены проблемы дошкольного образования за рубежом; общие вопросы методики обучения русскому языку; психологические проблемы при обучении детей из русскоязычных и смешанных семей. Особое внимание было уделено проблемам обучения чтению и мотивации к чтению на русском языке; вопросам интерактивного обучения и использования игровых методик.
Лучшие зарубежные учителя русского языка были награждены почётным знаком «За особые заслуги в сохранении русского языка за рубежом». Вечером состоялся прекрасный гала-концерт с участием лондонских детских художественных коллективов Лондона, лауреатов фестиваля-конкурса русской песни в Лондоне.
И.А. Степанова,
руководитель управления образовательных проектов фонда «Русский мир»