Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
«Дама с единорогом» открыла Год итальянской культуры и итальянского языка в России
21.03.2011
Одна из самых прекрасных дам художественного мира – «Дама с единорогом» кисти Рафаэля – была представлена сегодня Москве. Именно с этого события, которое проходило в посольстве Италии, официально начался Год итальянской культуры и итальянского языка в России.
Картина несколько дней пробудет в посольстве, а 25 марта «переедет» в Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, где её сможет увидеть широкая публика. Как сообщает ИТАР-ТАСС, там она пробудет до 10 мая.
Сегодня же шедевр Рафаэля приветствовало около 50 человек, среди которых были посол Италии в Москве Антонио Дзанарди Ланди и министр культуры РФ Александр Авдеев.
– Великолепный портрет, который мы сегодня представляем, теснейшим образом связан с Россией, поскольку он хронологически и стилистически близок к произведениям Рафаэля, хранящимися в Эрмитаже – «Мадонне Конестабиле» и «Святому семейству», – заметил посол Италии в Москве Антонио Дзанарди Ланди. И выразил надежду, что «выставка этого шедевра и другие события в рамках Года итальянской культуры в России будут способствовать укреплению взаимоотношений между Россией и Италией на ближайшие годы».
В свою очередь министр культуры РФ Александр Авдеев назвал «огромным культурным событием» приезд в Москву шедевра Рафаэля.
– Это пример того, что могут сделать послы и посольства, когда между ними существуют великолепные двухсторонние отношения, – сказал министр. – Я от имени миллиона любителей итальянской живописи в России благодарю господина посла, зная, что это его личная инициатива, которая была поддержана итальянским правительством.
«Портрет дамы с единорогом» написан в 1505-1506 гг. Картина хранится в знаменитой галерее Боргезе в Риме.
– Созданный Рафаэлем образ молодой прекрасной женщины полон очарования и чистоты юности. Это впечатление связано также с таинственным зверьком на её коленях – единорогом, символом женского целомудрия, – заметила Ирина Антонова, директор музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Особый интерес эта работа Рафаэля вызывает тем, что она создана мастером как бы в диалоге с Леонардо да Винчи, только закончившим свой знаменитый портрет «Мона Лиза». Рафаэль использует уроки Леонардо, устанавливая глубинный контакт модели со зрителем, новый для искусства портрета.
У «Портрета дамы с единорогом» весьма сложная и даже таинственная судьба. На протяжении нескольких столетий шли и продолжаются сегодня научные исследования картины. Картина была одним из первых произведений, подвергнутых в 1927 году исследованиям с помощью рентгеновских лучей для подтверждения блестящей догадки Роберто Лонги об авторстве Рафаэля, которое долго не могли установить.
Из художественных событий, которые ожидаются также в рамках Года Россия – Италия – 2011 – выставки картин «Юноша с корзиной фруктов» Караваджо, «Паллада и Кентавр» Боттичелли и «Двойной портрет» Джорджоне.
Анна Рогачёва, редактор информационной службы фонда «Русский мир»