Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Россияне считают, что обязательными предметами в школе должны быть русский язык, литература и история
09.03.2011
Подавляющее большинство россиян (51%) считает, что введение нового образовательного стандарта в школе никак не оправдано и необосновано. Данные о том, как россияне относятся к проекту нового образовательного стандарта и какие предметы школьной программы должны, по их мнению, изучаться всеми школьниками без исключения, представил Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), сообщает портал «Русская линия».
«Безусловно отрицательно» к идее введения нового стандарта относится 31% россиян. 20% при этом заявляют, что они относятся «скорее отрицательно» к предлагаемому нововведению. Лишь 5% россиян «безусловно положительно» оценивают работу Министерства образования в этом направлении.
«Против» перехода к новой системе обучения старшеклассников выступают, в первую очередь, 25-44-летние (57%) россияне и жители большинства российских городов (61%). Из выступающих «за» новый образовательный стандарт – совсем молодые люди (28-29%), обеспеченные респонденты (28%), активные пользователи сети Интернет (26%), москвичи и петербуржцы (26%).
61% россиян предпочитает сохранить действующую сегодня систему образования, когда все старшеклассники на базовом уровне осваивают основные 20 предметов. Это, в первую очередь, респонденты, у которых есть дети до 18 лет (62%).
Размышляя над тем, какие предметы школьной программы необходимо оставить обязательными для всех старшеклассников без исключения, наши сограждане чаще всего делают выбор в пользу алгебры, русского языка (по 70%), литературы (43%) и истории (42%). Реже в этой связи упоминаются такие предметы, как иностранный язык (28%), география и информатика (по 12%), геометрия и физика (по 11%).
Иван Крылов, редактор информационной службы фонда «Русский мир»