Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Таллине лучшим учителям русского языка вручили Пушкинскую премию
09.03.2011
Вчера в Таллине состоялась традиционная церемония вручения Пушкинской премии лучшим преподавателям русского языка, которую лауреаты получили из рук потомков великого поэта, сообщает РИА «Новости». Премия ежегодно вручается Институтом Пушкина для того, чтобы отметить труд, морально поддержать и материально поощрить наиболее талантливых и активных педагогов русского языка и литературы в Эстонии.
Премия, размер которой составляет 1 тысячу евро, присуждается в двух номинациях – «Учитель русского языка как родного» и «Учитель русского языка как иностранного». В нынешнем году победителями стали учитель Нарвской гуманитарной гимназии Надежда Иванова и учитель вильяндиской школы Valuoja Зоя Пыдер.
Премию лучшим учителям-русистам вручили прибывшие из Бельгии потомки великого поэта – Александр Пушкин, единственный прямой потомок поэта по мужской линии, и его супруга Мария-Мадлен Пушкина-Дурново. Педагоги также были награждены коллекционными изданиями «Евгения Онегина» с автографами потомков поэта.
В этом году впервые премией «Юный Пушкин» были награждены ученики, достигшие больших успехов в изучении русского языка, а также отличившиеся в творческих конкурсах. «Юным Пушкиным» из эстонской школы стал певец и победитель Олимпиад русского языка Артём Савицкий, а из русской школы – начинающая актриса Юлия Михайлова.
Артём Высоченко, редактор информационной службы фонда «Русский мир»