Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Году образования и научно-технических знаний был посвящен научно-методический семинар на тему «Интерактивные методы обучения русскому языку» для профессорско-преподавательского состава факультета русского языка и литературы Таджикского Национального Университета, состоявшийся 29 марта. Основные темы семинара были подготовлены доктором филологических наук, профессором кафедры общего языкознания и сравнительной типологии ТНУ Мехриниссо Нагзибековой, доцентами, старшими преподавателями этой кафедры Людмилой Ашмариной, Холидой Мирзоевой и старшим преподавателем кафедры русского языка для нефилологических факультетов Туйчинисо Хамидовой. Они ознакомили участников семинара с нетрадиционными методами обучения русскому языку, инновационными методами обучения русскому языку, обучению видам глагола студентов-иностранцев, а также взаимодействию языка и литературы с точки зрения лингводидактики. В заключительной части семинара были приняты рекомендации о постоянно совершенствовании содержания и методической системы обучения русскому языку с применением интерактивных методов обучения на занятиях по русскому языку.