Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Русский язык в школах Азербайджана будут изучать по новому плану
22.03.2010
План совместных мероприятий Министерства образования Азербайджана, посольства России и представительства Россотрудничества в Азербайджане, проводимых в рамках реализации проекта по углублённому изучению русского языка в азербайджанской школе на 2010 год, был подписан 18 марта в Российском информационно-культурном центре, сообщает сайт РИКЦ.
В церемонии приняли участие министр образования Азербайджана Мисир Марданов и российский посол Владимир Дорохин.
Министр образования Азербайджана отметил, что подписание плана совместных мероприятий станет новым этапом в реализации данного проекта, поскольку «работа в этом направлении приобретает систематический, целенаправленный характер».
Он подчеркнул необходимость выработать меры по «дополнительной мотивации активного включения школ в деятельность по этому плану». В качестве одной из основных таких мер министр предложил выделять выпускникам пилотных школ, добившихся успехов в изучении русского языка, побед в конкурсах и олимпиадах, государственные стипендии для обучения в российских вузах по квотам Министерства образования Азербайджана.
Владимир Дорохин, отметив высокий престиж российского образования в Азербайджане, выразил уверенность в эффективности предложенного министром способа поощрения. Посол заверил, что он будет прилагать усилия к решению вопроса об увеличении квот на обучение азербайджанских граждан в российских вузах.
В рамках мероприятия в выставочном зале РИКЦ была развёрнута экспозиция новейшей учебно-методической литературы по русскому языку и другим школьным предметам ведущих российских издательств.