Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Что дети их будут так небрежно относиться к книгам.
А натолкнуло меня на эти мысли то, что я увидела в очередной раз книжные листки-кульки для семечек. Черные семена загрязняли и чернили печатные листы, оскверняя все цивилизованное общество. И правда – раньше были очереди за подпиской на новое издание той или иной книги, многотомников. А теперь у нас очередь за семечками…
Мы стремимся к Западу, забывая Восток – и оказываемся в черной дыре вне знаний, где-то между. Мудрость Востока, заключенная в несметном количестве древнейших писаний и стремление к упорядоченности размышлений и социального уклада Запада – сокровища, которые могут открыть вам только книги. Русский язык когда-то открыл нам мировую литературу – но сейчас мы не читаем на русском – это ведь не наш язык. На английском читаем только Р.Мерфи и документы компаний, на которые работаем. На своем родном мы читаем бегущую строку по ТВ, смски от операторов мобильной связи и случайные уличные рекламные листовки…
Но что такое книга? Выражение эмоций, чувств, мыслей и знаний отдельного человека, группы людей, народов и целых поколений. Книга может стать учителем, другом, отдушиной, способом путешествий в пространстве и во времени и вне них. Посредством книг мы можем познать столько неизведанного и интересного, побывать в других странах, узнать историю, заглянуть в будущее, прочувствовать то, что не чувствуем в повседневной жизни, услышать свои же внутренние переживания, найти более четкие фразы, выражающие наши же мысли, узнаем ответы на волнующие нас вопросы, выход из сложных ситуаций и все тому подобное.
А самое главное: книга – это дверь в мир интеллекта, знаний и самопознания.
Наша молодежь променяла все это на бесчисленные сайты знакомств, болтовню, вечеринки, шопинги, прогулки и все то, что по своему количеству занимая все имеющееся время, превышает всякую меру, растрачивая годы и годы безкнижия…
Может, именно поэтому у нас так мало книжных магазинов. А те, которые есть, не отличаются большим выбором и каталогом. И хотя понятно, что спрос порождает предложение – странно, что никто пока не решился сделать чтение модным. А мелкие попытки каких-либо акций пока не увенчались большим успехом. Ведь в городе, где одеваются по моде, смотрят только модные передачи и фильмы, слушают только модную музыку и даже кушают там, где модно и то, что модно, – есть вероятность, что при более современном подходе и книги можно сделать модными. Почему при выходе новых томов Гарри Поттера по всему миру у книжных лавок выстроились длиннющие очереди, а у нас огромное количество народа пришло только на первый показ фильма?
Неужели у нас не хватает достаточно креатива, чтобы создать книжный магазин, подобный магазину Fox Books в снятом более 10 лет назад - американском фильме «Вам письмо», где покупателей привлекали сувенирными изделиями, книжным кафе. Или мы настолько отстали?
Но самое главное – это отдел книжек для детей. Ведь любовь к книгам, привычку чтения нужно прививать с самого детства красочными иллюстрациями не только самих книг, но и всего антуража детского уголка, который должен быть в таких магазинах. Также очень завлекающим и интересным для детей является слушание сказок и различных историй прямо в окружении книжных полок. Самый легкий способ привлечения внимания детей к книжке – это прочесть ту или иную сказку до самого интересного момента – и дальше отдать книжку самому ребенку. Он прочтет ее за миг…
Электронные варианты книг - они спасают. Порой их не так легко найти. Интернет – это нескончаемый кладезь информации. Однако он предоставляет нам столько ненужного информационного хлама, что наш мозг становится заложником подобного потока. А компьютерное устройство – может ли оно заменить запах печатных листов и ощутимость почти осязаемых, физически форменных слов? Выбор каждого индивидуален. Но суть остается та же.
В книгах заключена вся мудрость человечества, все знания, вложен непомерный труд людей. Нередко одна книга пишется на протяжении всей жизни автора. А мы его жизнь – на семечки…