Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В издательстве Казанской духовной семинарии завершилась работа по подготовке к выпуску учебно-методического пособия по современному русскому языку.
Составитель пособия - преподаватель семинарии, доктор филологических наук, профессор кафедры современного русского языка и РКИ КГУ Алевтина Юрьевна Чернышева. Пособие нацелено на закрепление лекционного материала по каждому вопросу теории, формирование навыков оценки и анализа соответствующих фактов языка и речи, повышение грамотности и профессиональной эрудиции.
Книга предназначена специально для студентов духовных семинарий, будущих священнослужителей, сообщает Патриархия.ру. Все тексты упражнений были тщательно подобраны составителем так, чтобы вместе с грамотностью повысить и общий уровень образованности студентов. При составлении были использованы труды известных церковных деятелей, прославленных святых (прпп. Силуана Афонского, Серафима Саровского, Оптинских старцев, прав. Иоанна Кронштадтского), святоотеческое наследие Церкви и классическая художественная литература.
С нового учебного года пособие войдет в учебную программу Казаснкой духовной семинарии.