Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Историческом музее открылась \"Живая экспозиция\"
10.07.2006
В Государственном Историческом музее в Москве начал работу выставочный проект "Живая экспозиция", приуроченный к празднованию 250-летия Большого Екатерининского Царскосельского дворца. На открытии побывал наш корреспондент Федор Дмитриев.
"Царское село освобождено от немцев, дворцы погибли, но память о них будет жить вечно". Эта надпись, сделанная сотрудниками музея "Царское село" в Новосибирской эвакуации сделана на пластинках маленькой бальной записной книжечки и датирована 25 января 1944 года.
Взорванные здания, проваленные крыши, выбитые стекла, в аллеях парков мины и противотанковые ежи - вот что увидели первые очевидцы, попавшие сюда сразу после освобождения города войсками Ленинградского фронта. О проекте "Живая экспозиция" - Царское село в гостях у Исторического музея - рассказывает его автор Тамара Игумнова.
ИГУМНОВА: С одной стороны, именно с "Царским селом" вы вышли на этот проект, поскольку мы давно сотрудничаем с коллегами из этого музея. Мы вместе работали над целым рядом выставочных проектов. Вторая причина - в этом году Большой Екатерининский дворец отмечает юбилей - 250 лет. Мы назвали проект "Живая экспозиция", желая выставлять среди наших собственных экспонатов, посвященных той или иной эпохе, какой-то новый уникальный предмет, связанный с каким-то историческим событием и принадлежавший тому или иному императору или императрице, которые тактично входят и органично в нашу собственную экспозицию.
Проект начинается с первого уникального памятника - это панно работы флорентийских мастеров, выполненное в технике флорентийской мозаики, которое присутствовало в составе Янтарной комнаты. Все 4 панно были посвящены пяти человеческим чувствам. Мы экспонируем одно панно под названием "Обоняние и осязание".
Этот экспонат уникален тем, что когда немцы вывезли Янтарную комнату из родного Царскосельского дворца, Янтарная комната была навсегда утрачена, следы ее затерялись, и все поиски не привели ни к каким результатам. Каким-то чудом в городе Бремене, в Германии, было обнаружено это единственное из четырех мозаичное панно.
Оно было возвращено немцами в 2003 году в Россию, в родные стены Царскосельского дворца.
В течение года посетители Исторического музея смогут увидеть мундирное платье Екатерины II, ее бюро-секретер, печатное Евангелие с таинственными пророческими надписями, купленное для последней императрицы Александры Федоровны, и другие экспонаты.