Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Готовится к выходу в свет новая книга Татьяны Толстой. Сборник рассказов называется «Река», в него вошли новые и редко издаваемые произведения писательницы. Некоторые из этих рассказов уже знакомы поклонникам ее творчества, другие изданы в первый раз.
О Татьяне Толстой принято говорить с восторгом. Со времени ее блестящего дебюта в перестроечном «Новом мире» утекло много воды: вчерашняя дебютантка — сегодня почти матриарх отечественной словесности, классик русской новеллистики, популярный публицист и телезвезда. По мотивам ее рассказов поставлен спектакль «Любишь – не любишь», который с успехом идет на сцене театра Киноактера. Известна Толстая и за границей, особенно в Америке, где она за эти годы пожила, поработала и попечаталась. Там, точно так же, как и в России, у писательницы есть свои ярые поклонники, которые с нетерпением ждут выхода каждой ее книги. Беда только в том, что новые книги Толстой выходят крайне редко — постоянные съемки почти не оставляют времени на творчество. А ведь ее книги сейчас «в моде» и расходятся приличными тиражами.
Удачливые издатели говорят, что широко тиражируемый автор должен обладать не только талантом, скандальностью, но, главное, в его произведениях должно отразиться настроение поколения, «нерв времени». В произведениях Татьяны Толстой современная эпоха представлена более чем отчетливо. Татьяна Толстая всегда предельно откровенна с читателем и рассказы из ее последней книги очень хорошо демонстрируют это. Здесь главная героиня — сама писательница, и рассказывает она о том, что, наверное, волнует многих. Толстая пишет о квартире-студии, в которой ей никак не удается ужиться с экономкой, о самом вкусном мороженом — конечно же, из времен своего детства, о городах и странах, в которых ей так нравится бывать и жить, о менталитете русского человека, о власти золота, о природе питерских снов и многом-многом другом…
Суждения писательницы и в жизни, и в литературе очень категоричны. Ее откровенные хлесткие рассказы — настоящий подарок для человека, который измучен «мыльными» сказочками с неправдоподобными сюжетами, из которых убраны все острые неудобные темы. Толстая пишет о повседневности, о том, что окружает и беспокоит любого человека. Произведения Татьяны Толстой — это настоящие хроники нашего времени, но без инфантилизма, они заставляют задуматься над тем, что же такое жизнь?