Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
«Отражение в воде». Найдена ранее неизвестная картина Петрова-Водкина
04.04.2007
Обнаружена неизвестная ранее картина Кузьмы Петрова-Водкина «Отражение в воде. Самарканд». Неизвестную картину Петрова-Водкина нашли молодые сотрудники галереи искусств KGallery. Картина десятки лет провисела на стене петербургской квартиры, где живут потомки одного известного художника.
Их имен хозяйка галереи искусствовед Кристина Березовская не назвала, но она рассказала, как она и ее сотрудники нашли полотно Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина: «Когда мы пришли к ним домой, мы увидели эту работу, она висела на стене, и мы даже сразу не поняли, что это может быть работа Петрова-Водкина. Как утверждали хозяева, эта работа висела на этой стене с 1930-х годов. На обороте и на лицевой стороне стоит подпись художника. После экспертизы, проведенной в Третьяковской галереи ведущими специалистами в этой области, искусствовед Адаскина подтвердила нам, что это действительно подлинная работа Петрова-Водкина».
В подлинности работы экспертов Третьяковской галереи убедило также сравнение ее с другими произведениями Петрова-Водкина, написанными в это время. Картина «Отражение» датируется 1921 годом, это ранняя работа, принадлежащая к так называемому самаркандскому периоду. На ней изображен водоем и опрокинутые в него стволы деревьев. Характерных ярких цветов — красного и синего — в ней еще нет, это в полном смысле слова годы странствий, ученичества, формирования манеры художника. Но интересно, что уже в это время у Петрова-Водкина появились ученики, и даже влияние этой самой работы можно проследить здесь же, на выставке, где представлена картина Самохвалова «Пруд в Самарканде».
Дело в том, что в этой поездке по Средней Азии Самохвалов сопровождал Петрова-Водкина, оставив об этом свидетельства в своем дневнике. Кроме картин Петрова-Водкина и его учеников, на выставке представлены фотографии и книги. Говорит искусствовед Мария Кожухова: «Прежде чем непосредственно обратить свой взор на художественную деятельность, он себя пробовал как литератор. Писал пьесы, потом он рисовал для детских книжек. Он сам написал книгу "Аойя", одна из иллюстраций к ней: "Андрюша и Катя, путешествие на воздушном шаре". Представлены книги, которые он иллюстрировал, уже в 30-е годы которые вышли, "Хлыновск", "Пространство Эвклида", так же в Самарканде как раз, 1923 года, очень редкие издания».
KGallery собирается продолжить свою работу. Следующая выставка будет посвящена женскому образу в русской живописи XIX и ХХ веков.