Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Средняя школа в Пекине начала сотрудничество с российскими школами по подготовке юных русистов
27.09.2017
26 сентября в средней школе при Пекинском университете иностранных языков состоялась торжественная церемония подписания соглашения по сотрудничеству между тремя школами: средней школой при ПУИЯ, школой «Президент» и школой № 2104 в Москве. На церемонии присутствовали советник посольства России в Китае Ольга Мельникова, проектор ПУИЯ Цзя Дэчжун, начальник комитета по образованию района Хэйдяня Пекина Лу Юньчуань, начальник международного отдела школы «Президент» Елена Гусева, представитель школы № 2104 Наталия Пономарёва, руководитель Русского центра Дай Гуйцзюй, руководители и часть учащихся средней школы при ПУИЯ.
В поздравительной речи Ольга Мельникова отметила, что школа «Президент» и школа № 2104 имеют богатый опыт по обучению русского языка как иностранного и пользуются большим авторитетом в России и за рубежом. Она надеется, что сотрудничество между этими школами в подготовке юных русистов непременно принесёт большую пользу китайскому партнёру. Проектор ПУИЯ в свою очередь подчеркнул, что русский язык играет весомую роль в осуществлении «китайской мечты», особенно в реализации концепции «Один пояс, один путь». Теперь в Китае всё больше спрос на кадры, владеющие русским языком. Поэтому надо готовить специалистов со школьных лет. Обучение русскому языку в средней школе при ПУИЯ – это эксперимент комитета по образованию района Хайдяня Пекина. Эта программа ведётся при финансовой поддержке администрации района. Цзя Дэчжун также выразил благодарность российским гостям за помощь. Руководитель Русского центра Дай Гуйцзюй пообещала провести консультации для школьников-русистов в центре и пригласить их на различные мероприятия на русском языке.
После подписания соглашения группа школьников, которые только что начали изучать русский язык, выступили на сцене под русскую музыку. Они также приветствовали почётных гостей на русском языке.