Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Оттаве проходит IV Всеканадская педагогическая конференция и курсы повышения квалификации для учителей русского языка и литературы начальной школы. Организована конференция Координационным Советом Организаций Российских Соотечественников Канады при поддержке Посольства РФ в Канаде, представительства Россотрудничества.
В работе конференции принимают участие 50 педагогов по русскому языку, директора школ, заведующие учебной частью из провинций Онтарио, Квебек, Британская Колумбия, Манитоба. Для работы в конференции и проведения лекций и курсов повышения квалификации для учителей русского языка и литературы приехали лекторы, Хамраева Елизавета Александровна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой РКИ МПГУ, Коваленко Александр Георгиевич, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы РУДН, Куриленко Виктория Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой русского языка медицинского факультета РУДН.
Темы курсов повышения квалификации:
Хамраева Е.А.
Темы курсов повышения квалификации:
– Хамраева Е.А. “Особенности применения инновационных технологий на занятиях по русскому языку как иностранному”
– Коваленко А.Г. “Тема истории России XX века в современной российской прозе”
– Куриленко В.Б. “Как учить детей русскому? Специфика преподавания РКИ в детской аудитории”
– Мастер-класс “Особенности работы с тетьми-билингвами младшего возраста”
– Методическая мастерская “Обучение чтению детей-билингвов”
– Методическая мастерская “Новые методы интенсивного обучения детей русскому языку как иностранному”
– Методическая мастерская “Игровое обучение детей в условиях ограниченной языковой среды”
Второй день IV Всеканадской педагогической конференции и курсы повышения квалификации для учителей русского языка и литературы начальной школы проходит в здании Посольства Российской Федерации в Канаде.
Темы курсов повышения квалификации:
– Методическая мастерская “Электронные учебники по русскому языку и русской культуре для детей: методическая школа РУДН”
– Мастер-класс “Русская поэзия XX века: нужно ли ее читать детям и взрослым? Методический аспект”
– Мастер-класс “Деятельностный подход в условиях зарубежной русской школы дополнительного образования”.