Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Методические мероприятия по повышению квалификации вьетнамских учителей и преподавателей русского языка в Ханое
27.09.2017
26 сентября в Российском центре науки и культуры в Ханое началась реализация выездной образовательной программы Российского университета дружбы народов (РУДН) по повышению квалификации вьетнамских русистов: учителей спецшкол и преподавателей вузов. Программа подготовлена совместно с Россотрудничеством, придающего большое значение поддержке преподавания русского языка за рубежом.
РУДН и РЦНК в Ханое связывают партнерские отношения: один из ведущих российских вузов, имеющий мощные традиции в области преподавания русского языка как иностранного, участвует во многих крупных проектах представительства Россторудничества во Вьетнаме. Преподаватели РУДН хорошо знакомы с аудиторией, ее интересами, нуждами, профессиональными задачами. Каждый раз, приезжая во Вьетнам, представители РУДН привозят в подарок РЦНК созданную научной школой РУДН учебную, учебно-методическую и научную литературу.
В течение трех дней, с 26 по 28 сентября, в РЦНК будут читаться лекции, проводиться методические семинары и мастер-классы. Основные акценты очередного курса повышения квалификации учитывают пожелания, выраженные вьетнамской стороной. В центре внимания вопросы внедрения в учебный процесс новейших интерактивных технологий. Вьетнамские коллеги ознакомятся с практическим опытом кибертекстовой презентации содержания обучения в РКИ, рассмотрят возможности перехода от вербального мышления к образному как новому средству, повышающему эффективность преподавания с использованием IT-технологий. При этом не будет обделена вниманием и традиционная проблематика: российские и вьетнамские преподаватели продолжат обсуждение вопросов усвоения особенно трудных для данной национальной аудитории категорий русской грамматики.