Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Заседание методического совета по русскому языку Министерства образования Израиля при участии Российского культурного центра в Тель-Авиве состоялось 18 сентября в Иерусалиме.
В заседании приняли участие ведущие методисты, учителя русского языка израильских государственных школ, авторы учебников русского языка: главный инспектор русского языка методического отдела Министерства образования Израиля Мария Виньяр, заведующая кабинетом русского языка Российского культурного центра в Тель-Авиве, доктор языкознания Татьяна Яцюк, методист Министерства образования Израиля, преподаватель русского языка, доктор филологии Инна Розентулер и другие.
На заседании рассматривались вопросы, связанные с реформой преподавания русского языка в израильских школах, проблемы актуализации учебных программ по русскому языку, а также инновационные подходы к выбору и презентации учебных материалов, ориентированных на интеллектуальное, культурное и личностное развитие учащихся.