Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Недавно у студентов закончились летние каникулы. Для проверки знаний и повторения правил русского языка 19 и 23 сентября 2017 г. в Русском центре Государственного университета Чжэнчжи (о. Тайвань) прошли презентации на тему «Как я весной мечтал провести лето и как я его провёл?». Были приглашены второкурсники факультета славистики. Обычно подобные темы преподаватели русского языка предлагают учащимся, чтобы сформировать навык правильного употребления форм прошедшего и будущего времени глаголов несовершенного и совершенного вида. Однако обсуждение летних событий с нашими студентами дало и другие результаты.
Конечно, весной все они мечтали о беззаботном летнем отдыхе, но в реальности их лето не отличалось спокойным бездельем. Во-первых, из их рассказов стало ясно, насколько важно волонтёрское движение для современной тайваньской молодёжи. Например, студенты-волонтёры помогали спортсменам во время Универсиады, проведённой в этом году городом Тайбэем. Студентки Дин Ситун, Ли Кайэнь, Чжэн Синья и Сюй Ююй тоже внесли свою лепту в общее дело. Последние две девушки с энтузиазмом работали с российскими спортсменами и практиковались с ними в русском языке. За рубежом, например в Непале, наши студенты-волонтёры помогали пенсионерам восстанавливать разрушенные стихией дома. В предыдущие годы тайваньские студенты работали волонтёрами в Эрмитаже, восстанавливали деревянные церкви на Русском севере и т. д. Хотелось бы пожелать, чтобы в России было больше международных летних волонтёрских программ.
Во-вторых, студенты-русисты очень много путешествовали: Англия, Германия, Китай, Латвия, Литва, Непал, Норвегия, Польша, Россия, США, Финляндия, Франция, Шотландия, Эстония, Япония – вот неполный список мест, которые посетили наши ученики.
Студент Лю Чжиюань первым начал рассказ о своём путешествии по Скандинавии и Прибалтике с самой северной точки Западной Европы – норвежского Нордкапа. Студентка Ли Вэйчэнь с туристической группой объехала города Польши, любуясь их красотой. Студентка Сюй Юньсюань училась в летней школе в Санкт-Петербурге в течение целых двух месяцев. Она не уставала восхищаться петербургскими белыми ночами, наслаждаться прогулками по ночному городу, радоваться возможности посетить главные соборы Северной столицы и загородные дворцы, в том числе Петергоф и Царское Село. Некоторые совмещали путешествия с работой в кафе, гостиницах и т. д.
Другие студенты, вместо поездки за рубеж, решили провести лето на Тайване, также учась или работая, иногда по 10 и более часов в сутки. А один из студентов провёл ещё более трудное, но интересное и богатое событиями лето: он стал солдатом морской пехоты. Ведь на Тайване возможно служить в обязательной для мужчин срочной армии не весь срок сразу, а распределять его на «отрезки» с перерывами на обучение в вузе.