Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Ряды студентов Хакасского госуниверситета пополнятся двадцатью иностранными гостями. Это больше, чем в прошлом учебном году. В вуз уже прибыло десять молодых людей из Китая, Монголии и Бельгии.
Остальные приедут в начале октября. Помимо традиционных стран Китая и Монголии, к которым преподаватели вуза уже привыкли, теперь это студенты из Бельгии, Украины, Молдовы, Узбекистана, Азербайджана и Кыргызстана. Их интересуют специальности: лечебное дело, юриспруденция, экономика, бухгалтерский учет, лингвистика, педагогическое образование, право и организация социального обеспечения.
Кроме того, в институт филологии и межкультурной коммуникации ХГУ в рамках академического обмена прибыл студент из Западно-Виргинского университета (г. Моргантаун, США) – Пеннок Мэтью Дилан. В течение полугода юноша будет изучать русский язык по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Русский язык как иностранный».
"Мэтью будет постигать основы русской лексики и грамматики, делая особый упор на самостоятельное обучение и практику. Для него разработан индивидуальный план, где указаны все лекционные и семинарские занятия" – отметила доцент, заведующий кафедрой русского языка и литературы ХГУ Татьяна Викторина.
Первые занятия у студентов из-за рубежа уже начались. Сейчас они постепенно втягиваются в учебный процесс, знакомятся с ребятами, преподавателями и достопримечательностями республики, сообщает пресс-служба вуза.