Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Азербайджанские школьники будут интенсивно изучать русский язык
01.09.2017
В азербайджанских школах будет продолжен проект «Интенсивное преподавание русского языка». В наступающем учебном году, согласно приказу министра образования Азербайджана Микаила Джаббарова, проект охватит пятьдесят общеобразовательных школ. Среди них не только столичные учебные заведения, но и региональные - в Шемахе, Товузе, Лянкяране и Саатлы.
Проект «Интенсивное преподавание русского языка» в азербайджанских школах осуществляется не первый год. Как пояснили «Москва-Баку» в Минобразования, программа касается обучения русскому языку учеников азербайджанского сектора I-IX классов. Так, в I-IV классах в учебную программу интенсивного обучения русскому языку включено время, выделенное для внеклассных занятий (один час). В V-VII классах на эти уроки выделено два часа, а в VIII-IX - три часа.
Согласно статданным на 2016-2017 учебный год в Азербайджане насчитывается 340 школ, где около 90 тысяч учащихся получают образование в русском секторе. А в последние годы наблюдается еще одна тенденция - растет число учеников, обучающихся на русском языке. Помимо этого, данный предмет, в качестве второго иностранного языка, изучают также 450 тысяч школьников азербайджанского сектора. А это, по сравнению с другими бывшими советскими республиками, весьма высокий показатель.
Русский язык весьма популярен среди азербайджанского сектора, утверждает педагог-методист Лариса Мамедова. «Ежегодно в Баку проводится Олимпиада по русскому языку среди школьников, и что отрадно, все больше в ней принимают участие учащиеся азербайджанского сектора. Они показывают весьма высокие результаты, что говорит о том, преподавание этого предмета в азербайджанских школах проходит на хорошем уровне», - говорит педагог.
Преподаванию русского языка в Азербайджане уделяется большое внимание: совершенствуются учебные пособия, педагоги регулярно проходят курсы повышения квалификации, а на проводимых семинарах и конференциях они обсуждают проблемы и возможности еще более углубленного изучения этого предмета в школах.
Русский язык - один из затребованных на специализированных языковых курсах, в том числе и в Российском информационно-культурном центре в Баку. «Наш Центр пользуется в Азербайджане заслуженным авторитетом. К началу нового учебного года мы сделали ремонт здания, дооснастили классы и готовы к приему наших воспитанников. Новый учебный год в Центре начнем 1 октября. У всех желающих еще есть возможность определиться со своими намерениями», - заявил руководитель представительства Россотрудничества в Азербайджане Валентин Денисов на проведенной на днях встрече с преподавателями русского языка.
Сегодняшнее состояние русского языка в стране является результатом успешного сотрудничества Азербайджана и России в гуманитарной сфере. За последние годы в Баку были открыты филиалы двух престижных российских вузов - Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова и первого Московского государственного медицинского университета имени Сеченова.
У азербайджанских выпускников каждый год есть также возможность бесплатно получить высшее образование в России. За счет государственных стипендий правительства России уже завтра более двухсот молодых людей из Азербайджана начнут изучать медицину, экономику, лингвистику и политические науки в вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда и других городов. На этом сотрудничество двух стран не ограничится - впереди новые инициативы и начинания, которые будут способствовать дальнейшему повышению интереса к русскому языку в Азербайджане.