Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Да здравствует русский язык, который нас объединяет!
01.09.2017
Хорошее начало всегда имеет достойное продолжение. Это утверждение особенно уместно для IX Международной квалификационной школы «Современные педагогические технологии в обучении русскому языку как иностранному (РКИ)», организованной Русским центром Варненского свободного университета (руководитель центра – проф. Г. Шамонина) под патронатом президента университета проф. д. экон. н. Анны Недялковой и при поддержке фонда «Русский мир».
Участниками школы стали более 50 студентов-русистов, представляющих 11 университетов из 8 стран. Впервые принимали участие студенты из Миланского университета (Италия) и Самцхе-Джавахетского университета (Грузия).
Традиционной особенностью школы стало уникальное сочетание теории и практики: лекций и мастер-классов ведущих ученых в области обучения русскому языку как иностранному. Лекции, методические семинары, круглые столы и мастер-классы вели профессор Санкт-Петербургского государственного университета Леонид Московкин и старший преподаватель Денис Букин, профессор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Валерий Ефремов, профессор Варненского свободного университета им. Черноризца Храбра Галина Шамонина и доцент Пловдивского университета им. Паисия Хилендарского Надя Чернева.
Л. В. Московкин рассказал слушателям школы об основных направлениях современной методики преподавания русского языка как иностранного, о продуктивных инновационных технологиях обучения, апробированных в практике работы Международной летней квалификационной школы в предыдущие годы, о специфике работы с поликодовыми текстами на уроках русского языка.
В. А. Ефремов познакомил слушателей школы с современным научно-популярным текстом, с особенностями русского языка интернета, с игровыми формами популяризации русского языка, с мифами о русском языке.
Д. Ю. Букин посвятил свои лекции и мастер-классы рассмотрению сетевых инструментов преподавателя русского языка как иностранного, кулинарной лингвокультурологии и технологии обучения русскому языку на основе русских песен.
Г. Шамонина провела круглые столы «Молодые русисты – важная часть Русского мира» и «Методическая идея: "Потехе – час!". Как работать с фразеологизмами в национальной аудитории?».
Н. Чернева посвятила лекцию и мастер-класс вопросам обучения русскому языку в ходе знакомства учащихся с русскими танцами. В результате был проведен первый в истории Международной квалификационный школы флэш-моб.
Слушателям школы была представлена книга Л. Московкина и Г. Шамониной «Продуктивные инновационные технологии в преподавании русского языка как иностранного» (М., 2017), изданная по результатам восьми предыдущих лет работы школы.
Все занятия летней школы преследовали общую цель – продемонстрировать возможности использования современных педагогических технологий в практике обучения русскому языку как иностранному. Наибольший интерес слушателей школы вызвали продуктивные инновационные технологии, игровые формы популяризации русского языка, использование русских песен и танцев как средств обучения, особенности общения в Интернете, сетевые инструменты преподавателя русского языка как иностранного, аспекты кулинарной лингвокультурологии, а также проведённые круглые столы. Круг тем, которые были освещены на лекциях, мастер-классах и круглых столах, достаточно широк и репрезентативен.
Обсуждение, состоявшееся в ходе практических занятий и круглых столов, свидетельствует об актуальности тематики IX Международной летней квалификационной школы. Участники школы отметили необходимость проведения такого рода мероприятий для студентов – будущих учителей.
На закрытии слушатели школы получили сертификаты об участии. Их вручил проректор по науке ВСУ проф. д-р Павел Павлов.
На закрытии были вручены и грамоты и подарки от фонда «Русский мир» и представительства Россотрудничества в Болгарии за активное участие в Международной квалификационной школе. В конкурсе творческой разработки и представления методической идеи «Потехе – час!» первое место было присуждено студентам Пловдивского университета, 2 вторых места заняли команды Молдавского университета и Варненского свободного университета, а на третьем месте была команда Миланского университета. Индивидуальные грамоты получили самые активные студенты Школы – Евгения Крижановская (Варна, Болгария), Лука Куречки (Краков, Польша), Никита Палакнюк (Кишинев, Молдова) и вся команда Грузии – Марианна Баласанян, Манана Мерабишвили, Анна Кананян, Эстела Бабоян, Ася Антонян и Саломэ Хахишвили.
Участники оставили записи в гостевой книге Русского центра.
Драгана Керкеч, руководитель команды из Сербии: «Выражаю вам глубочайшую признательность за всё: за вашу доброту, тёплый приём, за организацию Школы и за выдающихся специалистов! Всё услышанное и увиденное нами не только расширило наши знания, но стало неотъемлемой частью наших сердец».
Тамара Ангелова, студентка Шуменского университета: «Всё было очень интересно, увлекательно и продуктивно! Мы нашли здесь друзей на всю жизнь, узнали многое о методике преподавания РКИ, а общаясь с коллегами, узнали о народах всей Европы».
Манеэла Павоне из Миланского университета: «Занятия в Школе – очень интересные, культурная программа – замечательная. Несмотря на то, что прекрасное море находится в двух шагах от университета, туда почти не хотелось, а хотелось всегда пойти на занятия и узнать много нового и интересного. Надеемся приехать и в следующем году!»
Команда Краковского университета (Вероника Сковроньска, Магдалена Блажеевска, Доминика Фрыц, Лука Куречки и Наталья Гура): «Спасибо за незабываемые впечатления от интересной и насыщенной научной программы, за атмосферу дружбы и творчества».
Марианна Баласанян из Самцхе-Джавахетского университета: «Грузия впервые принимает участие в Международной квалификационной школе. Таких школ, как в Варне, нет! Наша команда из шести человек просто в восторге от вашего гостеприимства, теплоты и, конечно же, лекций и мастер-классов! Очень надеемся на долгое и тесное сотрудничество».
Жужанна Димеши из Будапештского университета им. Лоранда Этвеша: «Спасибо за организацию, гостеприимность, профессионализм, дружескую атмосферу и все человеческие и профессиональные усилия, которые вы вкладываете в эту Школу! Мы надеемся на то, что у вас хватит сил продолжать эту традицию ещё много лет!»
На церемонии закрытия молодые русисты выразили свою признательность организаторам за доброжелательную и деловую атмосферу, высокий организационный и научно-методический уровень мероприятия и высказали свои пожелания о дальнейшем ежегодном проведении данной квалификационной школы.
Организаторы школы убеждены, что интерес к методике преподавания русского языка как иностранного становится основой создания крепких профессиональных связей молодых русистов из самых разных стран мира.
Работа IX Международной летней квалификационной школы широко освещалась в болгарских и российских средствах массовой информации: в региональных и национальных газетах, по радио и на телевидении.