Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
5 мая 2017 года в Амурском гуманитарно-педагогическом государственном университете были подведены итоги конкурса методических разработок внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе для педагогических работников образовательных учреждений, который проходил в рамках Фестиваля славянской письменности и культуры в Комсомольске-на-Амуре при поддержке фонда «Русский мир».
К участию в конкурсе были допущены 14 работ студентов и учителей из Комсомольска-на-Амуре, Николаевска-на-Амуре, Чебоксар, Хабаровска, р. п. Многовершинный и п. Маго Николаевского района Хабаровского края.
В номинации «Интеллектуальная игра», по мнению профессионального жюри, были признаны лучшими квест-игра «Дорогой Кирилла и Мефодия» (Надежда Литвинова, учитель русского языка и литературы школы № 42, г. Комсомольск-на-Амуре) и веб-квест «Тропинками знаний к «Слову о полку Игореве»» (Елена Павлова, педагог-библиотекарь школы № 4, г. Николаевск-на-Амуре), а также интеллектуальная игра «Язык мой – друг мой» (Александра Липина, студентка IV курса факультета филологии и межкультурной коммуникации АмГПГУ).
В номинации «Сценарий праздника» победили литературный праздник «У Есенина день рождения», посвящённый 120-летнему юбилею С. А. Есенина и Году литературы в России (Наталья Немеш, Ольга Перепелкина, учителя русского языка и литературы лицея № 1, г. Комсомольск-на-Амуре), и «День славянской письменности» (Алиса Литвинова, студентка IV курса факультета филологии и межкультурной коммуникации АмГПГУ).
Кроме того, жюри наградило благодарственными письмами участников конкурса методических разработок Н. Е. Аверкиеву, учителя русского языка и литературы школы № 34 в Комсомольске-на-Амуре, Марину Большакову, преподавателя русского языка и литературы Чебоксарского профессионального колледжа им. Н. В. Никольского, и Татьяну Старовойт, учителя русского языка и литературы лицея № 1 Комсомольска-на-Амуре.
По результатам конкурса будет издан сборник лучших методических разработок интеллектуальных игр и праздников.