Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
ХI Международная научная конференция «Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе. Проблемы теоретической и исторической поэтики»
23.09.2006 - 25.09.2006
Организатор: кафедра русской и зарубежной литературы, кафедра классической филологии Гродненского государственного университета имени Янки Купалы
Предполагается обсуждение следующих вопросов:
Исторические формы авторства (античность, средневековье, Возрождение и т.д.).
Авторское «я»: монада или целостная структура?
Автор – жанр – стиль.
Субъектные формы авторства.
Гендерный аспект авторства.
Автор сетевой литературы.
Автор и интертекст, автор и культурно-исторический контекст.
Авторское начало в контексте «бессознательной поэтики» (стереотипы, общие места, культурные и повествовательные клише и индивидуально-авторская интенция).
Читатель в творческом сознании автора.
Автор и читатель: понимание, реконструкция смысла, интерпретация.
Проблема автора в осмыслении литературоведческих школ ХХ века.
Адрес: 230023, Беларусь, г. Гродно, ул. Ожешко, д. 22, Гродненский госуниверситет, кафедра русской и зарубежной литературы.
Телефоны: (172) 10–85–99, (172) 73–80–30; факс: (172) 74–43–81.
E-mail: semak@grsu.grodno.by