Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Международная научно-практическая конференция «Общетеоретические и практические проблемы языкознания и лингводидактики»
27.04.2006 - 28.04.2006
Место проведения: 620012, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 11, Российский государственный профессионально-педагогический университет, Институт лингвистики Организатор: Федеральное агентство по образованию; Институт лингвистики Российского государственного профессионально-педагогического университета
На конференции предлагается рассмотреть следующие вопросы:
Проблемы философии и онтологии языка.
Языковая типология и проблемы эволюции языка.
Проблемы современной социолингвистики и психолингвистики.
Современная языковая ситуация и культура речи.
Вопросы когнитивной лингвистики.
Филология как гуманитарное знание о коммуникативной деятельности человека.
Вопросы теории и истории языка.
Организация и функционирование текста.
Изучение языковой системы на различных уровнях в синхронии и диахронии.
Текст и культура. Проблемы интертекста.
Общие проблемы риторики как науки и учебной дисциплины.
Историко-культурные реалии в публицистическом, философском, художественном и других текстах.
Язык и стиль художественного произведения.
Вопросы изучения и преподавания лингвистических дисциплин в вузе и школе в современных социокультурных условиях.
Телефон: (343) 336 66 97 (Крестьянникова Марина Нуритдиновна, Симонова Ирина Юрьевна).
E-mail: symposium2006@yandex.ru (Балашов Сергей Николаевич).