Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Международная научная конференция «КУЛЬТ-ТОВАРЫ: феномен массовой литературы в современной России»
23.04.2008 - 25.04.2008
Место проведения: г. Санкт-Петербург (Россия) Организатор: кафедра новейшей русской литературы Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Северо-Западный институт печати, Отделение русского языка и культуры Тамперского университета (г. Тампере, Финляндия)
Организаторы видят главную задачу конференции в том, чтобы перевести разговор о современной российской массовой литературе из оценочной в исследовательскую парадигму. Предметом обсуждения могут быть следующие вопросы:
о сути феномена «массовая литература»;
о месте массовой литературы в современной массовой культуре вообще;
о способах, формах и целях ее исследования;
о глобальном и национальном в современной массовой литературе;
о соотношении авторского и издательского аспектов в массовой литературе;
о практиках издания и рекламного продвижения массовой литературы на российском рынке;
о проблеме «потребления» массовой литературы, о категориях читателей, рецепции и критике;
о взаимоотношениях, взаимовлияниях массовой и «элитарной» культуры;
о динамике развития «традиционных» жанров массовой литературы (детектив, боевик, фантастика, фэнтази, любовный роман и др.) и возникновении новых жанров и жанровых разновидностей;
о соотношении массовой литературы с другими формами массовой культуры и масс-медиа.
На конференции предполагаются следующие формы работы: