Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Конференция «Текстология советского школьного учебника»
11.04.2008 - 13.04.2008
Место проведения: г. Санкт-Петербург (Россия) Организатор: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, проект «Антропология советской школы»
В традиции школьного образования сложилось особое отношение к текстам, используемым в качестве учебных: учебные пособия зачастую создаются «при помощи ножниц и клея». Основная задача конференции видится в том, чтобы проследить источники и трансформации учебных текстов советской эпохи и определить текстовые традиции как в рамках отдельных предметов, так и конкретных жанров.
Предложенная тема продолжает обсуждение советских учебных текстов, начатое в 2006 году в рамках проекта «Антропология советской школы» на конференции: «Учебный текст в советской школе» (http://sovietschool.org.ru/Conference/2006/Reports).
Планируются следующие направления исследований.
Источники учебных текстов; трансформация текста при попадании в учебник.
Сохранение и обновление состава учебных текстов при смене образовательных парадигм: досоветские/ советские и советские/постсоветские учебники.
«Заимствования» текстов из учебника в учебник; варианты учебных текстов.
Адаптация текста в учебниках для разного возраста.
Влияние академического научного знания, с одной стороны, и идеологического контроля и конъюнктуры, с другой, на последующие редакции учебника при его переиздании.
Обсуждение проблем текстологии учебных текстов в советской науке и педагогической методике, историография и библиография вопроса.
Приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных коллег — антропологов, филологов, историков и педагогов. Призываем докладчиков ориентироваться на обозначенные проблемные области и строить свои выступления на материале конкретных учебных текстов советской эпохи.