Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Оставлять сообщения на форуме могут только зарегистрированные пользователи
Вместо "Дай списать" давайте поделимся информацией
В предыдущей ветке огромное количество постов с просьбой переслать план первого урока. А почему бы его не выложить где-то здесь на сайте? Чтобы была возможность ознакомиться, добавить своё, скорректировать, задать вопросы и пр. У меня тоже есть свои наработки, правда адаптированные под греческую аудиторию. Есть ли техническая возможность где-то это представить вашему вниманию и посмотреть материалы коллег?
Статью в журнал я писать не собираюсь, хочется живого диалога.
Предложения?
RE: Вместо "Дай списать" давайте поделимся информацией
irida, техническая возможность есть. Присылайте Ваши наработки нам в редакцию по адресу editor@pushkin.edu.ru, мы их разместим, допустим, в рубрике "Преподаем русский", а здесь создадим специальную тему для обсуждения.
Как Вам такой вариант?
RE: Вместо "Дай списать" давайте поделимся информацией
irida, "даю списать" идею и с удовольствием делюсь информацией. Обучаю студентов эфферентному чтению - беглому чтению "с листа" без словаря. Моя разработка адресована студентам, которые уже знают алфавит, базовую грам-ку, уже немного и неуверенно говорят и ко всему этому не испытывают особой любви к аутентичным текстам, не любят утопать в словарях и паникуют перед лавиной незнакомых слов в каждом встреченном неадаптированом тексте. Я предлагаю им один из таких текстов (несложный!), дроблю его на сегменты, прорабатываю их, начиняю тренинги развлекалочками и подсказками (видео , аудио, фото - анекдоты, песни, караоке, фрагменты фильмов, мультики, слайдшоу и проч.), раздаю видеопризы за тренинги, выполненные на 100%, в общем, стараюсь всеми силами стимулировать успех и не дать "учиться" в самом нудном и отталкивающем понимании этого слова. Они чи-та-ют и получают удовольствие от того, что "процесс пошел". На десерт предлагаю контрольный тест (провожу его так - ссылка ). Студент знает ,что тест надо сдать на 100%, и при неудаче повторяет попытки (а это очередной тренинг). После получения 100% подбрасываю следующий текст. Чередую сложные тексты и простенькие (один из них – «неберучка», но они справляются!), играю нагрузками, даю поверить читателю в свои силы, потом снова проверяю "на прочность", в дело вступает азарт - одолеть всю текстовую подборку. Главная "фишка" заключается в следующем - все тексты сцеплены в единый мегатекст , где все переплетено со всем (это самая трудная часть подготовки учеб.материалов). Межтекстовые связи и сцепления эскизно выглядят приблизительно так . Студент читает текст про Золушку (роль Янины Жеймо, которая выступала перед бойцами в блокадном Ленинграде, те подарили торт, торт принесен домой, арт обстрел, сыпятся окна, и стекла одного окна прямиком попадают в этот волшебный и злополучный торт – все мои материалы о Янине Жеймо здесь - ссылка ). Для торта грели чай "Белая роза" (так звался обычный кипяток). А у студентов уже была тема "Кухни народов мира", они знают про варить-парить ,про то, что делать с кипятком, там был и текст-рецепт варенья из лепестков роз (фирменный рецепт шеф-повара ресторана "Арагви") и Диана Арбенина уже спела "Ты дарила мне розы" ("Ночные снайперы", чудесный драйвовый клип), и была история фамилии Розанов с портретами знаменитого философа и известной актрисы, и проч. и подоб. вместе с легендой про знаменитого крепостного садовника и с розотерапией. "Гитлер сделал одно доброе дело - я похудела" (горькая блокадная шутка Янины Жеймо), а у студентов - текст про премьеру Седьмой Симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде (на премьеру зрители пришли в своих лучших платьях, которые были им страшно велики). Почему "страшно велики" - подробно в уроке - с видео примерами, дневниками очевидцев, рисунками и кинохроникой. В другом тексте - прет- а -порте в Париже - моды, платья, идеи, судьбы-легенды великих + смежный с ним текст про скандал в Мадриде - манекенщиц "сняли" с показа из-за дефицита веса (падали от голода). А в стартовом тексте курса – особые некалорийные десерты в кухне хай-кутюр знаменитого французского повара Мишеля Труагро и борьба дам из российского бомонда с лишним весом). Тема одежды –обуви - подробно- туфелька Золушки и проч. и подоб. до бесконечности. Кстати, тема Золушки - это урок не про нашу детскую сказку с Раневской (хотя Раневскую-мачеху студенты тоже встретят), а про премьеру балета С.Прокофьева. Там вырастают новые линии - балетные - танец, декорации, театр, костюмы, партитуры, модельеры (один штрих - в постановке Васильева, принц - А.Лиепа - костюмы были от Н.Риччи, студенты отдыхают, смотрят видео с его танцем). Шаг в хай-кутюр: Лагерфельд, Пуаре, Карден, Шанель, Диор, наши - Юдашкин, Зайцев (другой урок и новый текст - про прет -а порте- в России), Ю.Янина, Горшков, Зубец, А.Ахмадуллина, М. Цыгаль, эпатажный Денис Симачев ("пацан сказал, пацан сделал!" и мода а-ля рюс –ушанки, валенки …). От Пуаре – шаг в дягилевские «русские сезоны», в тему русско-японской войны, в «На сопках Манчжурии» русских моряков, в «Лебедя» Анны Павловой (в костюме лебедя придет Бьйорк на один из «Оскаров», на Красную дорожку – это другой урок). Тема Золушки смыкается с темой "Оскар" и другим образом - принцесса Грейс, оскароносная актриса - Золушка ,вышедшая за принца (хроника свадьбы в Монако, кстати, есть в демо ролике и там же – намек на мегатекстовые сцепления, см. правый верхний угол экрана - ссылка ), лучшие платья Оскара по годам (у Грейс на вручении было одно из самых красивых) – тема нового текста. В общем, весьма эскизно я набросала идею. Базовых текстов 11, 12-ый экзаменационный. Те 11 обрастают миллионами связей, аллюзий, один текст является абрисом другого, другой пунктирным повторением первого, миллионы переплетений (имен, сюжетов, мелодий – эффект якорения- запоминания новой инфы и кросс-культурное образование иностранного человека, не знающего Россию), которые должны увлечь, помочь вызволить из памяти усвоенное, подготовить к предстоящему, в общем и целом - отвлечь от ситуации "нудного учения", влюбить в Россию, погрузить в культуру и ментальность. Такая большая метаязыковая идея. Если кому пригодится, буду рада.