Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Презентация журнала для участников Семинара повышения квалификации школьных учителей русского языка из Литвы и Латвии
30.03.2007
30 марта 2007 г. сотрудники редакции журнала «Русский язык за рубежом» провели встречу с участниками Семинара повышения квалификации для школьных учителей русского языка из Литвы и Латвии. Семинар проводится факультетом повышения квалификации Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина с 26 марта по 6 апреля 2007 г. Преподаватели-практики с интересом выслушали новости о работе редакции, о выходе новых номеров журнала, задавали вопросы о стоимости и возможности подписки на журнал, заполнили предложенные анкеты. Наибольший интерес у участников презентации вызвал рассказ об учебном разделе журнала, в котором печатаются выдержки из различных методических пособий, разработки уроков, предлагаются лингвистические игры. Учителя из Литвы и Латвии также рассказали об особенностях преподавания русского языка в своих странах: о школьных программах, используемых пособиях и др. Все присутствующие получили в подарок информационные материалы, подписные купоны, последние номера журнала.