Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В честь юбилея Лермонтова пятиклассники напишут интерактивный диктант
20.10.2014
15 октября 2014 г. Россия отметила 200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова. В честь юбилея великого поэта в рамках проекта «Литературное многоборье» 5-классникам московских школ будет предложен необычный конкурс диктантов.
Звуковой файл с текстом, прочитанным по всем правилам ораторского искусства, размещен на сайте Городского методического центра Департамента образования г. Москвы, оттуда его могут скачать преподаватели школ, участвующих в «Литературном многоборье». В день конкурса в классе, где проводится диктант, ребятам сначала покажут небольшую презентацию, где в доступной форме рассказывается о поэте, который прожил короткую, но яркую жизнь. В ней представлены портреты М.Ю. Лермонтова в разные годы, его собственные рисунки и акварели. Затем дети прослушают текст, который 15 октября, в день рождения великого поэта, записал профессор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, председатель Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики В.И. Аннушкин. После этого начнется «настоящий» диктант: этот же текст, но уже традиционно, по отдельным предложениям, продиктует учитель русского языка. По правилам конкурса, помимо написания диктанта, дети должны будут выполнить творческое задание, цель которого – выразить личное отношение к тому, что ребенок узнал на уроке.
«Конкурс – это, в первую очередь, проверка грамотности и речевых навыков: дети должны без ошибок написать текст диктанта и построить собственное высказывание на заданную тему. Вторая, и, может быть, главная цель его проведения – привлечь внимание школьников к личности великого поэта, 200-летний юбилей которого отмечается в эти дни, – рассказывает А.Г. Жукова, заместитель декана филологического факультета Института Пушкина. – И в презентации, и в тексте диктанта мы постарались познакомить ребят с многогранностью талантов Михаила Юрьевича, ведь он был не только поэтом и писателем, но и художником, и музыкантом».
Диктанты будут оцениваться по 100-балльной шкале. Работы, набравшие максимальное число баллов, поступят на суд жюри, которое определит финалистов.
Заключительный этап конкурса пройдет в декабре в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина, где конкурсантам также предложат диктант и творческое задание. Победители будут награждены дипломами и памятными подарками.
Организаторы конкурса диктантов, который проводится в рамках проекта «Литературное многоборье», – Городской методический центр Департамента образования города Москвы и Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. Для участия в конкурсе необходимо зарегистрироваться на сайте Городского методического центра. Регистрация продлится до 31 октября, школьный этап конкурса пройдет в начале ноября.