Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Информация о Венском форуме преподавателей-русистов для российских соотечественников и иностранных граждан европейских стран
29.10.2013
(обучение русскому языку детей-билингвов русского/европейского зарубежья; преподавание русского языка как иностранного в европейских образовательных структурах).
С 27 по 30 октября 2013 года в Вене (Австрия) состоится Венский форум преподавателей-русистов для российских соотечественников и иностранных граждан европейских стран (обучение русскому языку детей-билингвов русского/европейского зарубежья; преподавание русского языка как иностранного в европейских образовательных структурах) преподавание русского языка как иностранного в европейских образовательных структурах).
Организатором мероприятия выступает Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). Исполнитель проекта - издательство «Русский язык». Курсы, победитель открытого конкурса в рамках реализации федеральной целевой программы «Русский язык на 2011 – 2015 годы» в 2013 году.
Форум пройдет при организационной поддержке Российского центра науки и культуры в Вене, Австрийской ассоциации преподавателей русского языка и литературы, Венского университета и при участии Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина; Московского института открытого образования; Московского педагогического государственного университета; Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена; российских и европейских издательств «Дрофа», «Златоуст», «Русский язык», Курсы, «Ювента», «WEBER», «RETORIKA».
В работе форума примет участие более ста представителей педагогической общественности России из 36 европейских стран (Австрии, Албании, Бельгии, Белоруссии, Боснии и Герцеговины, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Израиля, Ирландии, Испании, Италии, Кипра, Казахстана, Люксембурга, Мальты, Молдавии, Норвегии, Польши, Португалии, России, Румынии, Сербии, Словакии, Словении, Турции, Украины, Финляндии, Франции, Хорватии, Черногории, Чехии, Швейцарии, Швеции, Эстонии) из числа национальных русистов и соотечественников. Известные российские специалисты, преподаватели-практики, представители ведущих российских вузов проведут серии мастер-классов и выступят модераторами тематических круглых столов.
На форуме предполагается обсудить следующие вопросы:
- типология билингвизма, билингвизм в современном мире;
- диагностическое тестирование как непременное условие результативного обучения детей-билингвов;
- специфика обучения русскому языку детей-билингвов европейского зарубежья;
- формы обучения, школы дополнительного образования как основная форма работы;
- программы обучения и структура уроков по русскому языку в европейских школах дополнительного образования;
- единая вариативная программа по русскому языку для школ дополнительного образования как насущная потребность;
- необходимость создания единой системы повышения квалификации для педагогов, работающих с детьми в рамках школьного дополнительного образования.
- учебно-методическое обеспечение учебного процесса;
- разработка учебников по русскому языку для школ дополнительного образования;
- формы и содержание работы с родителями билингвальных детей;
- общеевропейские компетенции владения языком;
- оценка уровней владения языком на различных этапах обучения;
- содержание и организация сертификационного экзамена ТРКИ и TELC;
- современный российский книжный рынок учебников, учебных пособий и учебно-методических комплексов для обучения русскому языку как иностранному и второму родному;
- новые методы и технологии в обучении русскому языку как иностранному;
- способы создания заданий и упражнений с помощью ресурсов Интернета;
- достоинства и недостатки дистанционного обучения русскому языку как иностранному;
- содержание веб-приложения к учебнику русского языка как иностранного;
- особенности функционирования русского языка в Интернете.
С учетом профессиональных потребностей национальных русистов в рамках работы форума предусмотрен специальный научно-методический семинар. В дни работы форума будут организованы выставки-презентации учебно-методической литературы по русскому языку как иностранному и второму родному ведущих российских и европейских профильных издательств.
По окончании работы форума будут выработаны научно-методические рекомендации для европейских представительств Россотрудничества и Российских центров науки и культуры с целью их дальнейшего использования в работе по продвижению русского языка в европейской образовательной среде, а также выпущен сборник научно-методических материалов, который будет передан всем участникам мероприятия.
Источник новости: Фонд развития социальных инициатив «Новые перспективы»