Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Отчет о семинаре по актуальным проблемам преподавания русского языка и его популяризации
04.12.2012
30 ноября 2012 г. в Российском центре науки и культуры в Праге состоялось закрытие недели, в рамках которой прошли научно-методические мероприятия по актуальным проблемам преподавания русского языка и его популяризации , проводимые Центром международного образования Московского государственного университета при поддержке представительства Россотрудничества в Чешской Республике. В течение четырех дней (с 27 по 30 ноября 2012 года) прошли научно-практическая конференция по проблемам популяризации и преподавания русского языка как языка международного общения; методический семинар повышения квалификации национальных преподавателей-русистов; мастер-классы российских специалистов в сфере русского языка как иностранного; тематические круглые столы по вопросам функционирования, использования и преподавания русского языка; выставка новинок учебно-методической литературы, а также выставка-презентация российских образовательных программ.
В мероприятиях приняли участие студенты-русисты, преподаватели русского языка в вузах и на курсовых программах, школьные учителя не только из Чехии, но и из Латвии, Болгарии, Словакии, Италии, Германии. Большой отклик у участников вызвали мастер-классы, представленные московскими специалистами, а также работа круглых столов, на которых обсуждались вопросы преподавания русского языка как второго родного и иностранного, программы, призванные поддержать интерес к русскому языку среди школьников, студентов, а также лиц, ранее изучавших русский язык.
На заключительном круглом столе выступил Представитель Россотрудничества Л.А. Гамза, который отметил важность подобных мероприятий для сообщества чешских русистов. Заведующая курсами русского языка РЦНК Н.Е. Бенджалова отметила положительную динамику в отношении чехов к русскому языку: курсы привлекают все большее число слушателей, среди которых не только студенты и школьники, но и бизнесмены, врачи, представители технических специальностей. Ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина профессор Ю.Е. Прохоров, выступая на заключительном круглом столе, отметил, что сегодня интерес к русскому языку стабильно растет и важнейшая задача для педагогов-русистов – найти подход к самым разным категориям учащихся: от детей-билингвов до людей старшего возраста. Участники научно-методических мероприятий, организованных Московским университетом в РЦНК в Праге, отметили необходимость подобных семинаров, на которых происходит обмен методическим опытом и мнениями, установление контактов, знакомство с новыми направлениями методики преподавания русского языка как неродного и иностранного, образовательными программами для педагогов и книжными новинками.