Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Состоялся обучающий методический семинар для преподавателей курсов русского языка представительств Россотрудничества
16.12.2011
С 5 по 11 декабря 2011 в Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина проходил Обучающий методический семинар для преподавателей курсов русского языка представительств Россотрудничества - российских центров науки и культуры за рубежом, проводимый при поддержке Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) в рамках федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011–2015. В нем приняли участие 82 преподавателя русского языка из 40 представительств Россотрудничества по всему миру. Гос.ИРЯ им. А.С. Пушкина принял гостей не только из Европы и Ближнего Зарубежья, но также из США, Непала, Индии, Аргентины, Чили, Конго и других стран.
В программу семинара вошли лекции, посвященные актуальным лингвистическим и лингвострановедческим аспектам функционирования современного русского языка, а также мастер-классы по преподаванию русского языка на разных этапах владения. Занятия проводили высококвалифицированные преподаватели русского языка как иностранного и именитые языковеды, в том числе президент Гос.ИРЯ им. А.С. Пушкина академик РАО Виталий Григорьевич Костомаров, прочитавший участникам лекцию о тенденциях развития русского языка в XXI веке.
Целями семинара были заявлены поддержка интереса к изучению русского языка на базе РЦНК (Российских центров науки и культуры) за рубежом, повышение уровня преподавания русского языка при РЦНК за рубежом, создание благоприятных условий для распространения в профессиональном сообществе за рубежом опыта работы лучших преподавателей русского языка как иностранного.
Существенными результатами проведения семинара стали профессиональная поддержка творчески работающих зарубежных преподавателей русского языка, усвоение ими новых методик, распространение опыта лучших преподавателей вузов Российской Федерации, расширение возможностей профессионального общения и т.п. На закрытии семинара все участники получили сертификаты о повышении квалификации, а также памятные подарки.
C фотографиями с мероприятия можно ознакомиться здесь