Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Недели русского языка и российского образования в странах Африки
06.10.2010
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках ФЦП «Русский язык» (2006 – 2010) в октябре – ноябре 2010 г. проводит недели русского языка и российского образования в Марокко, Тунисе, Конго.
В рамках недель русского языка проводятся конференции, методические семинары, круглые столы, лекции, мастер-классы, на которых обсуждаются актуальные вопросы преподавания русского языка и литературы в Марокко, Тунисе, Конго и России, методы и технологии обучения языку, использование новейших достижений лингвистики и лингвокультурологии в практике преподавания РКИ, тестирование по русскому языку, проблемы формирования межкультурной компетенции, интерактивные методы преподавания русского языка.
В мероприятиях недель русского языка принимают участие специалисты в области методики преподавания русского языка как иностранного, лингвистики, лингвокультурологии из Гос.ИРЯ им. А.С.Пушкина, РУДН, Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного горного университета, а также преподаватели-русисты, студенты вузов и слушатели курсов русского языка из Марокко, Туниса, Конго.