Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
V Международная научно-практическая конференция “Русский язык и литература: Проблемы изучения и преподавания в школе и вузе”
02.07.2009
Филатенко И. А., к. филол. н., н. с. Института филологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко
V Международная научно-практическая конференция “Русский язык и литература: Проблемы изучения и преподавания в школе и вузе”
11–13 марта 2009 года в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко состоялась V Международная научно-практическая конференция “Русский язык и литература: Проблемы изучения и преподавания в школе и вузе”, посвященная 175-летию КНУ имени Тараса Шевченко и 200-летию со дня роджения Н. В. Гоголя. Её организаторами в очередной раз стали Украинская ассоциация преподавателей русского языка и литературы, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, а также Киевский национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова. Конференция проводилась под эгидой Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы и уже традиционно при поддержке Посольства Российской Федерации в Украине. Примечательно, что в этом году впервые поддержал проведение мероприятия и не так давно учрежденный Фонд „Русский мир”.
В работе Конференции участвовало около 200 человек, прибывших из разных регионов Украины (Симферополь, Ужгород, Харьков, Винница, Кривой Рог, Донецк, Луганск, Хмельницкий, Мариуполь, Черкассы, Днепропетровск, Черновцы, Нежин, Горловка, Луцк, Запорожье, Бердянск и т. д.). Приехали выступить с докладами и представители ближнего (Россия,Польша,Белоруссия,Узбекистан,Казахстан,Грузия) и дальнего зарубежья (США). Приятно отметить, что наибольшее количество зарубежных гостей прибыло в Киев из Российской Федерации: Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина, Московского института открытого образования, Воронежского государственного архитектурно-строительного университета, Кубанского государственного аграрного университета и т. д. Такая широкая география, несомненно, засвидетельствовала подлинный интерес русистов к проблемам, вынесенным на обсуждение этого международного научно-практического форума. К началу конференции были изданы материалы заявленных ранее докладов.
Торжественное открытие конференции состоялсь 11 марта в конференц-зале Института последипломного образования Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. С приветственной речью к собравшимся обратилась президент УАПРЯЛ, член президиума МАПРЯЛ, проф. кафедры русского языка Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Л. А. Кудрявцева, которая отметила значимость этого уже пятого по счету форума для консолидации интеллектуального и творческого потенциала русистов Украины. Проф. Л. А. Кудрявцева зачитала приветствие участникам и гостям конференции ректора Киевского национального университета имени Тараса Шевченко проф. Л. В. Губерского, а также обращение к собравшимся президента МАПРЯЛ и РОПРЯЛ проф. Л. А. Вербицкой, высоко оценившей работу украинских преподавателей и ученых-филологов по изучению и распространению русского языка и культуры. Также прозвучало приветствие исполнительного директора Фонда «Русский мир» В. А. Никонова, отметившего, что проведение конференции накануне двух знаменательных событий – 175-летия Киевского национального университета имени Тараса Шевченко и 200-летия со дня роджения Н. В. Гоголя – несомненно, придаст всем научным дискуссиям особую ретроспективу. Советник-Посланник Посольства России в Украине В. В. Лоскутов зачитал приветственное письмо Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Украине В. С. Черномырдина.
На пленарном заседании выступили авторитетные украинские и российские учёные. Открыла заседание д. филол. н., акад. ВШ Украины проф. Карпенко М. А.,Киев («Из истории Киевского университета: М. А. Максимович на кафедре российской словесности»). Логическим продолжением юбилейной тематики стало выступление д. филол. н., проф. Самойленко Г. В.,Нежин («Нежинский период жизни Н. Гоголя: к истокам творчества»). Особый интерес вызвали выступления российских ученых: д. филол. н., проф. Костомарова В. Г.,Москва («Формы текста в общении»), д. филол. н., проф. Лысаковой И. П., Санкт-Петербург («К вопросу о понятийном аппарате дисциплин лингвокультурология и межкультурная коммуникация»), д. пед. н., проф. Кулибиной Н. В.,Москва («О тексте как ресурсе обучения речевому общению на практических занятиях по РКИ»). Пристальное внимание аудитории привлекли и доклады украинских филологов: д. филол. н., проф. Слухай Н. В.,Киев («Нейминг: лингвистические аспекты описания»), д. филол. н., проф. Мережинской А.Ю.,Киев («Поколение 90-х» и «двадцатипятилетние». Актуальные проблемы изучения и типологические черты»), д. пед. н., проф. Исаевой Е. А.,Киев («Компетентностный подход к преподаванию литературы: дань моде или практическая направленность предмета»), д. филол. н., проф. Пахаревой Т. А.,Киев («Культура европейского средневековья в рефлексии Серебряного века: Н. Гумилев»), д. филол. н., проф. Тропиной Н. П.,Херсон («Личностное восприятие жителями Юга Украины современных социолингвистических проблем»).
На конференции работало 9 секций: „Актуальные проблемы лингворусистики», «Язык средств массовой информации», «Актуальные проблемы изучения русской литературы», «Литературный процесс и диалог культур», «Проблемы вербальной коммуникации», «Социолингвистические студии», «Методика преподавания русского языка в условиях би- и полилингвизма», «Методика преподавания русской литературы в контексте культурных реалий Украины», «Методика преподавания русского языка как иностранного».
В ходе работы секции «Актуальные проблемы лингворусистики» (руководитель – д. филол.н., проф. Пристайко Т. С.) были заслушаны и обсуждены доклады, освещающие различные языковые и речевые феномены как сквозь призму наиболее перспективных направлений исследований современной лингвистики: когнитивном (Гудкова Н. Н., Киев; Ланская О. В., Липецк, Николенко Н. И., Симферополь), прагмалингвистическом (Котова Н. С., Ростов-на-Дону; Кравцова Ю. В., Херсон), – так и в русле традиционных изысканий в области лексической семантики (Пристайко Т. С., Днепропетровск; Турута И. И., Днепропетровск; Кравцова Ю. В., Херсон), аспектологии (Титаренко Е. Я., Симферополь; Ивасюк О. В., Киев), словообразования (Гафарова Р. И., Симферополь; Теркулов В. И., Горловка) и др
На секции «Язык средств массовой информации» (руководитель – к. филол.н., н.с. Приходько И. Г.) были представлены результаты исследований на материале различных видов СМИ: газет, журналов, телевизионных ток-шоу, Интернет, рекламной коммуникации. Отдельный блок составили выступления, выполненные в рамках новой исследовтельской парадигмы – политической лингвистики (Куличенко Ю. Д., Алматы; Филатенко И. А., Киев; Подшивайлова А. М., Киев). Внимание выступавших было сосредоточено и на прагматическом потенциале различных языковых / речевых средств, используемых в масс-медиа (Дорофеева Е. Н., Хмельницкий; Приходько И. Г., Киев). Также прозвучали доклады, посвященные проблеме культуры речи в массмедийной коммуникации (Пережогина Т. А., Волгоград и др.).
Тематика докладов, представленных на секции «Актуальные проблемы русской литературы» (руководитель – д. филол. н., проф. О. А. Корниенко) охватила эстетическую динамику русской литературы четырех столетий, с XVIII века вплоть по ХХI век, включая новейшие поиски и тенденции современной русской литературы «молодого поколения». Проблематика выступлений продемонстрировала широкий диапазон рассматриваемых научных аспектов теоретического и историко-литературного характера, в частности: типологий форм игровой поэтики и способов и приемов презентации игрового модуса в литературе, нарратологических стратегий в контексте поэтики абсурда (Корниенко О. А., Киев; Карасев Е., Киев), исследования факторов фольклорного, литературного и социокультурного генезиса, оказавших влияние на создание Н. В. Гоголем комедии «Ревизор» (Полежаева Т. В., Луцк); изучение поэтики Леонида Андреева (Икитян Л. Н., Армянск), а также различные аспекты исследования творчества В. Набокова, А. Ахматовой, О. Арефьевой (Александрова А. А., Москва; Слабких К. Э., Москва) и др. Как отметил руководитель секции О. А. Корниенко, работа на этом секционном заседании отличалась творческим характером и атмосферой, о чем свидетельствовало не только количество задаваемых докладчикам после выступлений вопросов, но и активное обсуждение материалов докладов и обозначение в ходе живой дискуссии дальнейших перспективных векторов изучения актуальных проблем русской литературы.
Участники секции «Методика преподавания русского языка в условиях би- и полилингвизма» (руководитель – к. пед. н., доц. Давидюк Л. В.), среди которых были и представители высшей школы, и учителя, рассмотрели комплекс актуальных методических проблем. Пержде всего была обсуждена специфика преподавания русского языка в условиях русско-украинского двуязычного обучения (Фролова Т. Я., Симферополь; Давидюк Л. В, Киев; Тоцкая С. Х., Киев). Внимание было уделено и поиску эффективных форм, приёмов преподавания дисциплин в средней школе и высшем учебном заведении (Назар Р. Н., Донецк; Столярова О. Я., Харьков; Черкашина Ж. В., Харьков; Подолинная Т. Т, Киев), использованию инновационных технологий в этой сфере (Самонова Е. И., Бердичев; Митюшкина Н. В., Чигирин) и др.
В докладах секции “Методика преподавания русской литературы в контексте культурных реалий Украины” (руководитель – д. пед. н., проф. Клименко Ж. В.) были рассмотрены особенности изучения произведений русской литературы в школах и вузах Украины. Докладчики детально обсудили специфику преподавания русской литературы на уроках в старших классах общеобразовательной школы (Мирошниченко Л. Ф., Киев; Сова В. В., Киев), проанализировали современные подходы к изложению материала в условиях базового и профильного обучения (Чистякова С. В., Москва; Долгининская И. Ю., Киев).
В ходе работы секции “Русский язык как иностранный” (руководитель – к. филол. н., доц. Бондарчук М. Н.) были заслушаны доклады, посвященные лингвометодическим основам обучения иностранных студентов как на подготовительном факультете (С. В. Варава, Харьков; Шавлак Л. В. Донецк и др.), так и на продвинутом этапе (Давиденко Е. А., Симферополь; Медведева Л. А., Киев). Уже традиционно участники секции сконцентрировали свое внимание на проблеме подготовки и использования учебно-методических пособий на занятиях РКИ (Штыленко В. Е.. Харьков; Штыленко Е. Л., Харьков; Безкоровайная Л. С., Харьков). Также были обсуждены проблемы разработки спецкурсов для иностранных студентов (Климкина О. И., Киев; Давиденко Е. А., Симферополь).
Плодотворной стала работа и секций «Проблемы вербальной коммуникации» (руководитель – к. пед. н. Быкова Е. И.), «Социолингвистические студии» (руководитель – к. пед. н. Ковалёв В. И.). особый интерес коллег вызвали доклады к. пед. н. Литневской Е. И., Москва («О некоторых особенностях письменной разговорной речи»), д. филол. н. Устюговой Л. М., Ужгород («К вопросу о языковой ситуации в Древней Руси»), к. пед. н. Ковалёва В. И., Луганск («Болезни современной русской и украинской речи: диагностика, лечение, профилактика»).
В рамках конференции состоялся также ряд других мероприятий. 12 марта прошла Отчётно-выборная конференция Украинской ассоциации преподавателей русского языка и литературы, на которую приехали председатели и представители региональных отделений Ассоциации со всей Украины (Ужгород, Донецк, Харьков, Винница, Херсон, Луганск, Симферополь, Горловка, Днепропетровск и т. д.), всего – 38 делегатов. Вела заседание председатель Днепропетровского отделения УАПРЯЛ проф. Т. С. Пристайко. На повестке дня были следующие вопросы: 1) отчет президента Ассоциации проф. Л. А. Кудрявцевой за 2005–2008 гг.; 2) отчёт казначея УАПРЯЛ И. Г. Приходько; 3) результаты работы Ассоциации за 2005–2008 гг.; 4) выборы Президента и Президиума УАПРЯЛ. В докладе проф. Л. А. Кудрявцевой был освещен целый комплекс насущных вопросов, связанных с деятельностью УАПРЯЛ, в том числе об изменениях за последние три года в количественном, качественном составе и нагрузке кафедр, готовящих студентов по специальности «Русский язык и литература» и «Педагогика и методика среднего образования. Язык и литература (русский)», о сотрудничестве отделений УАПРЯЛ с государственными структурами, общественными организациями и политическими партиями, декларирующими поддержку русского языка и культуры. Докладчица поделилась с присутствующими опытом сотрудничества УАПРЯЛ с Фондом Русский мир, основная цель которого – создавать условия для изучения русского языка и сохранения его позиций в мире, для консолидации того, что можно назвать «русским миром», и призвала все региональные отделения УАПРЯЛ. Результаты работы Ассоциации активно обсуждались всеми делегатами (Е. Я. Титаренко, Симферополь; В. Е. Штыленко, Симферополь; О. Е. Белинская, Винница; Л. В. Давидюк, Киев и др.). Делегаты проголосовали за то, чтобы признать результаты работы УАПРЯЛ удовлетворительными, и избрали президента организации проф. Л. А. Кудрявцеву на повторный срок, а также переизбрали Президиум Ассоциации.
Чрезвычайно насыщенным днем конференции было 13 марта, так как, кроме заседаний секций, участники могли посетить еще четыре мероприятия. Для преподавателей РКИ декан ФПК Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина, д. пед. н., проф. Н. В. Кулибина провела двухчасовой мастер-класс «Зачем, что и как читать на уроке», собравший более 60 филологов. Наталья Владимировна подчеркнула, что целью на практических занятиях по РКИ должно быть обучение пониманию и наглядно продемонстрировала, какие этапы работы с текстом приведут к её реализации.
В этот же день состоялась презентация двух изданий: «Русский язык. Учебное пособие для учащихся старших классов, студентов и учителей» (К.: «Освита Украины», 2009. – 320 с.), рекомендованное МОН Украины в качестве учебного пособия для учащихся старших классов, студентов и учителей (авторы к. филол. н., доц. М. М. Тягунова и к. филол. н., доц. Н. В.Хруцкая) и книги В. Г. Алексеева «Бегом от Европы? Кто и как противодействует в Украине реализации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств» (Харьков: «Факт», 2008. – 240 с.). Издание последней было инициировано УАПРЯЛ и осуществлено при финансовой поддержке фонда «Русский мир». Оно было приурочено к рабочему визиту в Украину экспертов Секретариата Хартии региональных языков и языков меньшинств, которые встречались с представителями УАПРЯЛ и других общественных организаций.
Плодотворной стала работа и круглого стола редакционной коллегии и авторов научно-методического журнала «Русский язык, литература, культура в школе и вузе», издаваемого УАПРЯЛ совместно с Киевским университетом имени Тараса Шевченко с 2005 г. Участники подвели итоги работы редакционного совета за 2005 – 2008 гг., рассмотрели пути дальнейшего развития издания, обсудили творческие планы на 2009 – 2010 годы. Приятно, что все собравшиеся отметили высокий научно-методический уровень журнала и подчеркнули, что за четыре года, прошедшие со дня выхода первого номера, журнал сумел занять свою нишу среди подписных научно-методических изданий Украины. За это время значительно увеличилось число подписчиков – с 1500 до 5000 человек. В завершение главный редактор журнала Л. А. Кудрявцева наградила ценными призами активных авторов и членов редакционного совета (доц. Л. В. Давидюк,доц. Е. Я. Титаренко,проф. Т. А. Пахареву и др.).
На заключительном пленарном заседании выступили с докладами д. филол. н., проф. Кудрявцева Л. А.,Киев («Русский мир Украины и его образовательное пространство»), д. филол. н., проф. Звиняцковский В. Я.,Киев («Литература и действительность. К 125-летию со дня рождения Александра Ивановича Белецкого»), д. филол. н., проф. Кормилов С. И.,Москва («Соотношение стиха и прозы и жанровых тяготений в русской литературе ХХ века»), д. пед. н., проф. Михайловская Г. А.,Херсон («Пути повышения эффективности урока русского языка»). Руководители секций отметили высокий научно-методический уровень прозвучавших докладов и конференции в целом, подчеркнув, что она явилась настоящей школой повышения квалификации и обмена опытом исследовательской и преподавательской работы русистов многих стран.