Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
10–25 ноября 2008 г. Институтом русской словесности при Российско-Армянском (славянском) государственном университете (РАУ) при поддержке фонда «Русский мир» были проведены курсы повышения квалификации для 60 председателей методических объединений по русскому языку школ Армении. На курсах читали лекции преподаватели Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина (Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина) и Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого (ТГПУ им. Л.Н. Толстого).
В цикле лекций «Современные процессы в русском языке и их методическое осмысление» И.А. Орехова, д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой практики русского языка студентов филол. профиля Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, рассмотрела новые пласты лексики русского языка, раскрыла содержание понятий литературная норма и стиль на современном этапе, затронула вопрос использования СМИ в процессе обучения русскому языку, а также представила новые методические приемы усвоения русского языка как неродного. Особое внимание было уделено коммуникативному и лингвострановедческому подходам к обучению русскому языку в условиях отсутствия русской языковой среды, а также способам презентации русской языковой среды.
Материал лекционных занятий И.А. Ореховой послужил основой для широкой дискуссии, в ходе которой были обсуждены проблемы преподавания русского языка в армянской школе: учет нового, прагматического, подхода учащихся к изучению русского языка, усиление культурологической составляющей учебного процесса и обновление лингвокультурологического содержания учебных материалов, новые формы контроля и др.
Лекции по теории и методике обучения литературе провела Е.Л. Райхлина, канд. пед. наук, доцент кафедры литературы и духовного наследия Л.Н. Толстого ТГПУ им. Л.Н. Толстого. В фокусе ее внимания были вопросы методики изучения курса литературы в старших классах, восприятия художественных произведений в их родовой специфике, патриотического воспитания старшеклассников на уроках литературы. Уроки литературы и личность учителя играют немалую роль в формировании мировоззрения, идеалов, убеждений старшеклассников. Е.Л. Райхлина на примере разработки урока по изучению биографии Л.Н. Толстого поделилась опытом подготовки и проведения урока-биографии. Она также продемонстрировала слушателям курсов выполненные совместно со студентами электронные презентации заочных экскурсий «Прогулки по Ясной Поляне» и «В.В. Вересаев и Тульский край». Слушатели курсов задавали вопросы, касающиеся изучения монографических и обзорных тем, а также активно делились своими разработками уроков.
Литературу Серебряного века как художественный феномен рассмотрела в своих лекциях Т.К. Савченко, д-р филол. наук, профессор, зав. кафедрой русской литературы Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина. Феномен литературы рубежа XIX–XX вв. состоит в том, что она не ограничивается творчеством одного-двух десятков значительных художников слова, логику литературного развития этой эпохи нельзя свести к единому центру или простейшей однолинейной схеме сменяющих друг друга направлений. Это наследие являет собой многоярусную художественную реальность, в которой индивидуальные писательские дарования, сколь бы выдающимися они ни были, являются лишь частью грандиозного целого. Т.К. Савченко также провела мастер-классы по комплексному анализу художественного текста.
Среди дисциплин, представленных на курсах повышения квалификации, важное место было отведено проблемам страноведения России. С лекциями «Страноведение России: новые акценты и особенности преподавания» выступил Ю.А. Вьюнов, канд. ист. наук, профессор, зав. кафедрой общественных наук и страноведения России Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина. По итогам занятий был проведен круглый стол, в ходе которого слушатели курсов приняли активное участие. Живой отклик и наибольший интерес у учителей вызвало обсуждение следующих вопросов: новации и проекты в общественно-политической и социально-экономической жизни России, особенности преподавания страноведения России в контексте новой социокультурной парадигмы и геополитической ситуации России, создание нового поколения учебников по истории России, а также реформа средней общеобразовательной и высшей школы.
Редактор учебно-методического иллюстрированного журнала «Русский язык за рубежом» А.А. Шараборова в рамках лекций «Современные дидактические материалы для использования на уроках русского языка как неродного» представила слушателям курсов разработки уроков, опубликованные на страницах журнала в 2007–2008 гг., а также рассказала об электронных корпусах русского языка и образовательных ресурсах по русскому языку и литературе, размещенных в Интернете.
На закрытии курсов выступил ректор РАУ, д-р эконом. наук, профессор А.Р. Дарбинян, который подчеркнул большое значение русского языка, научных, культурных и экономических связей России и Армении, отметив при этом сотрудничество РАУ и Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина. Слушатели курсов выразили признательность преподавателям Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина и ТГПУ им. Л.Н. Толстого за оказанную научно-методическую помощь.
По материалам работы курсов выпущен сборник докладов.