Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
30 ноября – 2 декабря 2007 г. в г. Цахкадзор (Армения) состоялась III Международная научно-методическая конференция «Русский язык в странах СНГ: современный статус и перспективы развития», которая была организована факультетом филологии Российско-Армянского (Славянского) государственного университета (РАУ), Институтом русской словесности РАУ и Бизнес-школой «Эксперт».
На церемонии открытия со словами приветствия к участникам конференции обратились экс-премьер-министр Армении, д-р эконом. наук, профессор, академик Российской академии естественных наук, действительный член Международной академии информатизации, член-корреспондент Национальной академии наук Республики Армения, ректор РАУ А.Р. Дарбинян; канд. физ.-мат. наук, д-р философ. наук, академик Академии педагогических и социальных наук, проректор по научной работе РАУ П.С. Аветисян; д-р филол. наук, доцент, декан факультета филологии РАУ А.Я. Хачикян; канд. филол. наук, доцент, директор Института русской словесности РАУ, исполнительный секретарь Армянской ассоциации русистов А.Г. Саркисян.
От имени гостей конференции выступили д-р филол. наук, профессор СПбГУ, директор секретариата МАПРЯЛ Л.В. Московкин; д-р филол. наук, профессор Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого В.Т. Бондаренко; д-р ист. наук, доцент Фракийского университета им. Демокрита (Греция) Элефтерий Харатсидис; редактор журнала «Русский язык за рубежом» А.А. Шараборова; директор Бизнес-школы «Эксперт» Н.Е. Казакова.
Актуальные вопросы современного русского языка и методики его преподавания обсуждались в ходе работы пяти секций: «Билингвизм и полилингвизм в условиях глобализации», «Лингвокультурологический аспект обучения русскому языку», «Теоретические проблемы изучения русского языка», «Современная методология обучения русскому языку» и «Сопоставительное изучение языков на современном этапе».
В рамках методического семинара редактор журнала «Русский язык за рубежом» А.А. Шараборова представила наиболее интересные материалы, опубликованные на страницах журнала в 2007 г., а также рассказала об открывшемся в июне 2006 г. специализированном сайте «Русский язык за рубежом».