Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Первые итоги Международной интернет-олимпиады по русскому языку «Интерактивный русский»
14.11.2007
Международная интернет-олимпиада «Интерактивный русский» была организована справочно-информационным интернет-порталом «Русский язык» (ГРАМОТА.РУ) в рамках Года русского языка при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Участникам олимпиады было предложено выполнить двадцать заданий, в том числе поставить правильное ударение, расставить запятые, определить произведение по эпиграфу, указать адресата известных поэтических строк. А решающими стали результаты творческих заданий: триолета и сочинения.
Интересна география олимпиады. Как и ожидалось, наибольшее число участников представляли Россию (3 243 человека). А вот на втором месте оказались эстонцы (368 человек), заметно опередив показавших почти равный результат Украину (140 человек) и Белоруссию (121 человек). Замыкают олимпийскую пятерку представители Казахстана (44 человека). Некоторые участники забыли указать, за какую страну они выступают, и таких забывчивых набралось 77 человек.
Результаты участников вместе с ответами на творческие задания были переданы на суд жюри олимпиады, и в скором времени будут объявлены обладатели главных призов: профессионального ноутбука с поддержкой беспроводных сетей и эксклюзивных подарочных изданий поэзии – сборников Сергея Есенина и Булата Окуджавы. Победители олимпиады будут приглашены в Москву (за счет организаторов) для участия в торжественной церемонии награждения.
Специальные призы – набор книг из серии «Жизнь замечательных людей» – учредили для участников олимпиады радиопрограмма «Грамотей» (РГРК «Голос России») и издательство «Молодая гвардия». ГРАМОТА.РУ также отметит специальными призами самых грамотных знатоков русского языка. Кроме того, откликнувшись на просьбы участников олимпиады, ГРАМОТА.РУ рассматривает вопрос о выдаче сертификата для участников, набравших определенное количество баллов.