Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
II Всемирный форум иностранных выпускников российских (советских) вузов
24.10.2007
1–3 октября 2007 г. Министерство образования и науки РФ при поддержке МИД РФ, Росзарубежцентра и МКС «Инкорвуз–XXI» проводило в Москве II Всемирный форум иностранных выпускников российских (советских) вузов, в котором приняли участие около 700 человек из более чем 110 стран. Этот форум проводился в рамках Года русского языка и явился одним из важнейших мероприятий комплекса мер по повышению престижа российского образования и России в целом.
В рамках работы форума состоялось 2 пленарных заседания, а также была организована работа следующих секций:
«Актуальные проблемы организации обучения иностранных граждан в российских вузах, повышения квалификации выпускников российских и советских учебных заведений» (Российский университет дружбы народов)
«Деловое сотрудничество с иностранными выпускниками российских и советских учебных заведений и их объединениями» (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова)
«Русский язык в странах мира и потенциал его использования в глобальном образовательном пространстве» (Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина)
Сотрудники редакции журнала «Русский язык за рубежом» приняли активное участие в выставке, организованной для выпускников, на которой также были представлены книги издательства «Златоуст» и стенды российских вузов, обучающих иностранных студентов. Многие участники форума оказались хорошо знакомы с журналом и его историей. Иностранные выпускники российских и советских вузов проявили заинтересованность в подписке на журнал, спрашивали о распространении «Русского языка за рубежом» в стране их проживания и о возможностях публикации в журнале. Желающие получили в подарок последние номера журналов.