Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Методика обучения РКИ, межкультурный диалог, региональный компонент образования, социокультурная адаптация, социокультурная компетентность.
В условиях современного геоэкономического мира определяющую роль в обеспечении эффективной межкультурной коммуникации на иностранном языке играет социокультурная компетентность коммуникантов. Учитывая составляющие социокультурной компетентности, автор предлагает активно использовать природное, культурно-историческое, национальное своеобразие региона для повышения эффективности обучения русскому языку и адаптации студентов-иностранцев в социуме. В статье описываются формы включения регионального компонента в процесс обучения РКИ, что позволяет так объединить обучение языку и культуре, чтобы языковая, коммуникативная и социокультурная компетентность студентов развивались параллельно.
I.A. Kulish
REGIONAL COMPONENT OF EDUCATION IN RUSSIAN LANGUAGE ACQUISITION AND SOCIO-CULTURAL ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS
Methods of teaching Russian as a foreign language, intercultural dialogue, regional component of education, socio-cultural adaptation, socio-cultural competence.
In the geo-economic world of nowadays sociocultural competence of communicants plays a decisive role in providing an effective intercultural communication in foreign languages. Considering components of sociocultural competence, the author of the article suggests an active using of natural, cultural, historical and national regional specificity for optimizing the process of teaching Russian and social adaptation of foreign students. The article describes some ways of including regional component of education into Russian language and culture acquisition so that the students´ speech, communicative and sociocultural competences develop simultaneously.