Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Родной язык, русский язык, русскоязычные респонденты, социолингвистика, глубинные интервью.
В статье представлен анализ фрагментов интервью с русскоязычными жителями Литвы об отношении к русскому языку как родному в условиях иноязычного окружения. С этой целью обобщаются данные социолингвистических проектов, осуществленных литовскими учеными в 2007–2013 гг. Эти материалы говорят о том, что местный социолингвистический контекст стимулирует осознанное сопоставление эстетических и, в особенности, функциональных качеств языков, к которым приходится ежедневно обращаться русскоязычным жителям Литвы, и способствует их оценке родного языка как наиболее близкого в эмоциональном и психологическом отношении.
A.B. Likhachiova
IMAGE OF THE NATIVE LANGUAGE IN THE UTTERANCES OF RUSSIAN-SPEAKING CITIZENS OF LITHUANIA
The article presents an analysis of excerpts from sociolinguistic in-depths interviews with Russian speakers in Lithuania regarding their attitude towards Russian language as their mother tongue in the environment of another language. For this purpose, the materials of sociolinguistic projects, conducted from 2007 to 2013 are examined. The research data allows one to argue that the local sociolinguistic context stimulates a conscious comparison of aesthetic and especially functional qualities of languages, which the Russian speakers of Lithuanian use in their everyday life, and encourages them to evaluate the emotional and psychological intimacy with their native language.