Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В статье рассматривается идея взаимосвязи грамматической и фонетической тренировок при работе над формой слова, позволяющая выработать у учащихся ассоциации между грамматическими и фонетическими категориями и тем самым повысить эффективность обучения русскому языку в целом. Авторы указывают на необходимость включения изучаемого грамматического материала в работу над правильным произношением на занятиях по фонетике и использования имитативных фонетико-грамматических упражнений на занятиях по грамматике.
M.G. Lukanova, S.G. Persiyanova
FOCUSING ON FORM: THE INTERCONNECTION OF PHONETIC AND GRAMMATICAL ASPECTS
Form of the word, phonetical aspect, grammar aspect, interconnection, skill, imitation, phonetic-grammatical exercises.
The article considers the interconnection of grammatical and phonetic training when working on the form of the word. This allows students to develop associations between grammatical and phonetic categories and thereby to improve their learning of Russian language overall. The authors point to the need for teaching correct pronunciation in phonetics classes on the basis of the grammar being studied, and using imitative phonetic-grammatical exercises in grammar classes.