Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В статье рассматривается проблема изучения поведенческой ситуации как абстрактного семантического образования, категориальной структуры – составляющей пространства константы внутреннего мира человека. Использование классического и прототипического подходов к исследованию поведенческой ситуации позволяет выявить и проанализировать как ее инвариантные / вариативные конституенты, так и прототипические / непрототипические составляющие.
CLASSICAL AND PROTOTYPICAL APPROACHES TO THE INVESTIGATION OF BEHAVIORAL SITUATION
Behavioral situation, semantic segment, constant, invariant, prototype.
This paper is concerned with the classical and prototypical approaches to the investigation of the behavioral situation. This phenomenon is treated as a semantic constituent of the constant of
man’s inner world. Using both approaches to the study of behavioral situation allows us to display and analyze not only its invariant / variant constituents, but also its prototypical / non-prototypical components.