Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Современные студенты – это потенциальные работники, которым в будущем предстоит стать участниками профессиональной коммуникации, поэтому цель преподавателя – научить иностранных и российских учащихся адекватно «хвалить себя» в процессе беседы с представителем работодателя. В статье проанализированы результаты исследования реальных записей собеседований-интервью; описаны уникальные коммуникативные тактики, реализующие стратегию самопрезентации; даны примеры заданий на определение речевых тактик самопредставления соискателей в ходе собеседования.
Кандидат на должность, собеседование, коммуникативные тактики, речевые навыки.
Today’s students are prospective employees who will become the participants of professional communication in the future. The goal of an instructor is to teach Russian and foreign students to “boast” themselves in a proper way during the job interview. The article shows the results of the research based on the recordings of the real job interviews; the unique communicative self-presentation tactics are described; tasks to determine speech self-presentation tactics in the job interviews are set.