Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В статье рассматриваются особенности культуры этнической общности, которая представляет собой определенную целостность, состоящую из многих компонентов (язык, обычаи, религия, традиции, нормы поведения, устное творчество и т.д.), каждый из которых является системой и подсистемой взаимосвязанных и взаимопроникающих друг в друга элементов. Отмечается, что этнодифференцирующие свойства культуры этноса можно найти в систематизированном народном знании, в воспитании и обучении детей.
Этнопедагогика, культура, этнические сообщества, менталитет, интраобраз, экстраобраз, комплиментарност ь, традиции и обычаи.
Enkhtuya Tsedendorj
ON ETHNOPEDAGOGICAL BASES OF LINGUACULTURAL MATERIAL IN RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE TEACHING
Ethnopedagogics, culture, ethnic community, mentality, intraimage, ekstraimage, complementarity, traditions and customs.
The article discusses the cultural features of an ethnic community, which is a certain integrity consisting of many components (language, customs, religion, traditions, norms of behavior, storytelling, etc.), each of which is a system and subsystem of interconnected and interpenetrating elements. It is noted that ethnodifferentiating properties of ethnic culture can be found in a systematic national knowledge in children education.