Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В статье рассматривается одна из новых тенденций в сфере образования – массовые открытые онлайн-курсы. Описываются курсы повышения квалификации на платформе МООС, предлагаемые Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина для преподавателей РКИ.
Массовые открытые онлайн-курсы (МООК), образовательная плат форма, повышение квалификации, профессиональная пере подготовка, преподаватель русского языка как иностранного, компьютерные технологии.
E.G. Azimov, N.V. Kulibina
MASSIVE OPEN ON-LINE COU RSES (MOOC): A NEW TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHE RS OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE
Russian as a foreign language, MOOC, computer technologies, educational platform, in-service training, teachers of Russian as a foreign language.
In the article we considered different types of MOOC, and analyzed advantages and problems in using of on-line courses for teachers (in-service training courses for teachers). The special attention is given to the problems concerning using different types of resources and tools of MOOC in the teachers training. The courses content was developed based on experience of the Pushkin State Russian language Institute.