Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В статье рассматривается курс «Методика обучения русскому языку как иностранному» с позиции нового образовательного стандарта 3-го поколения (2010), в основу которого положен компетентностный подход к образованию как процессу обучения, воспитания и развития человека. Предложен анализ ключевого для курса понятия «методика» в его историческом определении и современном толковании. Статья является продолжением начатого Ю.Е. Прохоровым рассмотрения актуальных проблем изучения и обучения русскому языку в наши дни в контексте его социокультурного содержания (в статье «Социокультурные аспекты изучения русского языка: новые условия, новые потребности, новые модели» - Русский язык за рубежом. 2012. № 3)
Лингводидактика, компетенция, компетентностный подход, образовательный стандарт, технологии обучения, технологии в обучении, иноязычное образование, информационно -педагогические технологии, речевая деятельность, языковой портфель, метод проектов, дистантное обучение.
A.N. Shshukin
CONCEPTION OF DISCIPLINE «METHODICS OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE» IN CONTEXT OF MODERN LINGUADIDACTIC
Linguadidactic, conception, methodic, method of teaching, competence, approach, technology in teaching, technology of teaching.
The contents of discipline «Methodics of teaching Russian as a foreign language» from position of a new educational standard (2010) is discussed in the article including the following: content, structure and forms of methodic, interpretation a concept of term «method» in modern language teaching.