Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Статья посвящена изучению опыта русских школ за рубежом, осуществляющих дополнительное образование детей в разных странах. В ней обозначены особенности методики преподавания русского языка, тенденции ее развития, описаны организационные типы, определены перспективы.
Дети-билингвы, общеучебные умения, компетенции, культурная эпоха, этнокультурный подход, диагностика, русская школа.
E.A. Khamraeva
RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE: RUSSIAN SCHOOL ABROAD CHILDREN MODULE. THE SPECIFIC OF TEACHING AND STRUCTURE
Bilingual children, general teaching competence, cultural time, etnocultural approach, diagnostic Russian school.
The article is devoted to the experience of Russian schools abroad which are carrying out additional education of children in different countries. The article marks features of the methods of teaching Russian language and tendencies of its development and describes the organizational types and defines prospects.