Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В статье речь идет о феномене русского / русскоязычного фона, широко распространенном в современной Германии, и проблемах, с которыми сталкиваются преподаватели РКИ в работе с немецкоговорящими студентами, являющимися «носителями» такого фона. Также намечаются основные стороны исследования в ходе решения поставленных проблем.
Методика РКИ, методика русского как родного, русский фон, русскоязычный фон.
N.A. Ermakova
The problem of teaching Russian as a Foreign Language to German-speaking students with Russian background
Methods of RFL, methods of Russian as a native language, Russian background, Russian-speaking background.
The article focuses on the phenomenon of Russian / Russian-speaking background, which is widespread in Germany today, and the challenges faced by teachers while working with the German-speaking students who possess such a background. It also outlines the main aspects of research on ways to solve the problems posed.