Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В статье рассматривается единство в общении речевой деятельности и речевого поведения. Деятельность связана с мотивированным, целенаправленным сознательным проявлением, с помощью которого продуцируются новые и важные информативные фрагменты общения. Поведение определяется автоматизированным следованием обычаям и традициям национальной культуры. В процессах коммуникации речевая деятельность и речевое поведение находятся в нераздельном единстве.
Речевая деятельность, речевое поведение, активность адресанта и адресата в деятельности, обычаи, традиции, автоматизм речевого поведения.
N.I. Formanovskaya
COMMUNICATION AS A UNITY OF SPEECH ACTIVITY AND SPEECH BEHAVIOR
Speech activity, speech behavior, activity of the speaker (or sender) and the receiver in activities, customs, traditions, automatism of speech behavior.
The article examines unity in communication of speech activity and speech behavior. Activity is connected with a motivated, purposeful, conscious manifestation with the help of which new and important informative fragments of communication are being produced. Behavior is determined by automated following customs and traditions of national culture. In the processes of communication speech activity and speech behavior are in an inseparable unity.