Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Предлагаемая лингвометодическая модель обучения иностранных учащихся речевому общению на русском языке разработана на материале темы «Учим русский язык в России». Представленная система обучения выстроена в коммуникативно-интерактивном режиме, предполагающем введение в учебный процесс многообразной системы интерактивных методов и приемов. Традиционный для обучения материал осмысляется авторами по-новому, проблемно, что способствует интенсификации процесса обучения, а также адаптации иностранных студентов в условиях межкультурной коммуникации в России.
Речевое общение, коммуникативно-интерактивная основа обучения, учебно-профессиональная сфера, проблемы образования, обучение в России.
R.M. Teremova, V.L. Gavrilova
WE LEARN RUSSIAN IN RUSSIA. TEACHING VERBAL COMMUNICATION ON THE COMMUNICATIVE AND INTERACTIVE BASIS
Verbal communication, communicative and interactive basis of teaching, educational and professional sphere, the problems of education, studying in Russia.
Proposed linguistic and methodological model of teaching Russian verbal communication for foreign students is based on the material of the theme “We learn Russian in Russia”. The present teaching system has been developed in communicative and interactive mode, involving the use of the system of diverse interactive methods and techniques during educational process. The traditional teaching material is conceptualized by the authors in a new way. This material is interpreted by the authors from the problematic point of view, contributing to the intensification of the learning process as well as adaptation of foreign students in intercultural communication in Russia.