Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
"«Современные инновационные технологии преподавания РКИ». Семинар в Алтайском государственном техническом университете им. И.И. Ползунова (г. Барнаул)"
Семинар проходил 15–30 июня 2009 г. на базе Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова (АлтГТ У), он был организован преподавателями ФПК Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина.
Прошедший семинар позволил преподавателям АлтГТ У ознакомиться с современными тенденциями развития методики преподавания РКИ, обсудить проблемы организации аудиторной работы над художественным текстом, принять активное участие в выполнении игровых заданий для студентов, рассмотреть особенности интенсивных методов обучения иностранным языкам и т.д.