Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Предлагаемый цикл занятий по РКИ посвящен обучению иностранных военнослужащих лексике семантических полей боевое оружие, боеприпасы, военные действия и содержит систему занятий и упражнений, основой которых являются семантизация слов, использование языковой догадки, опора на контекст, на анализ состава слова, на знание интернациональной лексики. Представленные методы и приемы обучения иностранных курсантов профессионально значимой лексике дают возможность преподавателю расширить пассивный и активный словарный запас обучаемых, а также способствуют развитию у военнослужащих навыков слушания, понимания, чтения и свободного говорения на русском языке при овладении специальностью. Упражнения включают в себя работу с общими и специальными словарями русского языка, знакомство с русскими пословицами.